Доставим автоэлектронику в любую точку России

Пн - Сб: 9:00 - 19:00, Вс: 10:00 - 16:00

Наш адрес: Самара, ул. Партизанская, д.15

Доставка в ваш город:

Самара

Выберите ваш город

Доставляем товары по всей России.

Напишите название вашего города в поле ниже.

    Molti THX: Пассивные кроссоверы Audison
    02.Апр.2011

    Всего предусмотрено три модели «тезисных» кроссоверов, это немало, согласитесь. Даже много (на аудисоновом языке — molti, как и было сказано). Первый THX предназначается для двухполосной системы, состоящей из мидбаса TH 6.5 sax и пищалки TH 1.5 violino. Второй, THX 3 — для трёхполосной системы, включающей, кроме того, и среднечастотник 3.0 voce. Наконец, третий, который носит обозначение TXH mh, предназначен для работы в трёхполосной системе, при условии, что разделение полос баса и среднечастотника осуществляется (хотя бы отчасти) активными фильтрами. Это — то, что у нас называется «2,5-полосной» системой, они популярны не только у нас и не только по причине жёсткой экономии, как вы теперь можете логично заключить.

    Ниже я привожу табличку с указанными изготовителем параметрами, сюда же я добавил габариты корпуса и рекомендованные розничные цены.

    Возникает вопрос, зачем вообще нужны пассивные кроссоверы, когда в системах того уровня, в котором используются головки Thesis, в ходу поканальное подключение с применением (естественно) активных фильтров? Да, верно, господствующее мнение гласит: бескомпромиссный звук может дать только полная поканалка. На самом деле тут выигрыш не столько качественный, сколько технологический — активные фильтры в общем случае можно настроить более точно. Но когда (или если) у вас имеются пассивные фильтры, сделанные со всей возможной тщательностью и располагающие необходимым набором регулировок, ответ на вопрос уже не будет столь однозначным. Что же касается эффектов, связанных с модуляцией питания усилителя мощными басовыми сигналами, то, насколько я помню, обнаружить проявление этих эффектов в усилителе TH due (в режиме Hi Current) нам так и не удалось. И в любом случае один высококачественный усилитель лучше, нежели два-три посредственных (за те же деньги). И наконец: как было уже много раз отмечено, пассивный кросс позволяет решать некоторые дополнительные задачи (вроде частотной и фазовой коррекции), недоступные активным фильтрам.

    Прежде чем перейти к тому, как кроссоверы работают, посмотрим, как они устроены. Если я скажу, что корпуса изготовлены из алюминия и оргстекла, это будет правдой, но правдой вялой и бесчувственной, ощущение праздника у вас не возникнет, а оно есть, и в ярчайшей форме. Лицезреть столь тщательно изготовленную конструкцию приходится очень редко — отсюда и праздник. Все кроссоверы включают в себя два канала. У двух меньших кроссов корпуса однотипные, THX 3, как нетрудно догадаться, крупнее остальных. Верхняя прозрачная крышка быстро снимается, позволяя добраться до зажимов и джамперов. Зажимы принимают зачищенный кабель до 5 мм, хотя лучше будет ограничиться диаметром 4 мм, стандартные «бананы» у нас при измерениях входили как к себе домой. Катушки очень основательные, если у них и есть сердечник, то, как правило, это железный цилиндр диаметром 19 мм, так что эффекты, связанные с насыщением железа, вас волновать не будут. Конденсаторы в подавляющем большинстве полипропиленовые, заказные (250 В), лишь в цепи НЧ-звена трёхполосного фильтра THX 3 встречаются неполярные электролиты — 220 мкФ «в плёнке» были бы совсем неподъёмными. Резисторы в основном 10-ваттные, но с фирменным радиатором, увеличивающим рассеиваемую мощность в разы. В цепи НЧ-звена THX 3 применены такие же по конструкции 20-ваттные детали, эти — вообще неубиваемые.

    Джамперы мощные, с большой площадью контактов. Во всех трёх кроссоверах предусмотрено «разобщение» входов, так что если возникнет желание работать с пассивными фильтрами одновременно с би-ампингом (в THX 3 — также три-ампингом), ничто этому не воспрепятствует.

    С помощью джамперов регулируется уровень твитера — в THX mh предусмотрены три позиции (+2/0/-2 дБ), в двух других кроссоверах позиций четыре (+4/+2/0/-2 дБ). В mh можно отключить фильтр ВЧ полосы среднечастотника. В THX 2 и THX 3 есть другая интересная функция, названная Low Frequency Shaping (LFS). Здесь в цепи мидбаса/баса параллельная LC-цепочка, которая обычно используется для коррекции пика на АЧХ головки. С помощью джамперов выбирается номинал резистора, шунтирующего LC цепь, при этом происходит коррекция амплитудно-частотной и, что немаловажно, фазочастотной характеристики. Теперь обратите внимание, под приведённой выше таблицей есть сноска. Смысл её в том, что кроме обычных регулировок в кроссоверах моделей THX mh и THX 3 предусмотрено изменение порядка фильтра ВЧ полосы среднечастотника — вы устанавливаете дополнительную катушку индуктивности, а поскольку при измерении порядка фильтра меняется и требуемый номинал ёмкости, дополнительно (в параллель к уже имеющемуся) устанавливается ещё один конденсатор. Две пары этих деталей входят в комплект кроссовера, а в инструкции нам впервые довелось увидеть картинку с изображением паяльника: куда что паять. Для THX 2 и 3 предусмотрен также набор резисторов, которые надо будет установить на замену уже существующим в определённых ситуациях.

    В каких? Вот в этом-то, наверное, и заключается самое интересное. В наставлении чётко указано, что и куда ставить в кроссовере (кроме уровня твитера) в различных инсталляционных ситуациях. В частности, когда твитер или среднечастотник находятся ниже кромки бокового стекла. То есть на самом деле за конструкцией кроссоверов THX кроется нешуточная «лабораторная» работа по выработке рекомендаций на все случаи жизни. Получается, что, следуя инструкции, можно достичь высоких результатов и при этом свести к минимуму инсталляционную суету. Вот за это им (инженерам Audison) однозначно можно сказать «thx». Даже «molti thx», так итальянцам, вероятно, будет понятнее.

    Естественный вопрос: можно ли вместо рекомендованных головок использовать другие? В первом приближении, наверное, да, при условии, что вы будете располагать 8-омной серединкой и пищалкой и 6-омным мидбасом/басом. И если частоты резонанса у всех будут примерно такие же, как у их визави из серии Thesis. И если чувствительности у всех трёх будут согласовываться похожим образом. Словом, вероятность попасть «в настройки» невелика, но имеется. Но лучше всё же — как задумано. Потому что это к тому же очень хорошо продумано.

    Модель THX 2 THX 3 MH
    Допустимая мощность, Вт Пиковая 400 400 400
    Непрерывная 200 200 200
    Фильтр НЧ 1 Частота среза, Гц - 450 -
    Порядок - I -
    Фильтр ВЧ 1 Частота среза, Гц - 450 450
    Порядок - I* I*
    Фильтр НЧ 2 Частота среза, Гц 2500 3500 3500
    Порядок I II II
    Фильтр ВЧ 2 Частота среза, Гц 2500 3500 3500
    Порядок II II II
    Габариты корпуса, мм 348 х 190 х 67 438 х 258 х 67 348 х 190 х 67
    Цена, руб. 36440 47690 36440
    *В состоянии поставки.      

    Наверное, можно было бы провести цикл измерений с использованием «штатных» головок TH 6.5 Sax, TH 3.0 voce и TH 1.5 violino, но мы сегодня тестируем кроссоверы, а не систему в целом. Значит, нас интересуют в первую очередь характеристики по напряжению, а не по звуковому давлению. А инсталляция системы такого уровня вряд ли обойдётся без приборной настройки. Тогда с некоторой долей приближения можно получить результаты и с использованием резистивного эквивалента нагрузки. В наставлении приводятся схемы для всех возможных вариантов устройства кроссоверов, мы здесь приводим лишь часть из них, по понятным причинам. Начнём с THX 2.

    В верхнем положении джампера LFS корректирующий контур закорачивается. Номинально от положения этого джампера зависит и частота среза фильтра НЧ, она меняется от 1,4 до 1,8 кГц. Аттенюатор твитера построен на редкость честно, уровень на частоте 15 кГц и выше меняется с шагом ровно 2 дБ. Если твитер устанавливается на двери ниже стекла, изготовитель рекомендует сдвинуть частоту среза фильтра вниз, установив параллельно конденсатору C1 ещё один (1,0 мкФ). Попутно рекомендуется заменить и резисторы аттенюатора (от R5 до R9).

    В кроссовере THX mh единственная «полуоперативная» регулировка — уровень твитера. Частота среза ФВЧ твитера здесь выше, что естественно для трёхполоски. В фильтре среднечастотника можно закоротить C4, отключив тем самым звено ВЧ (если и здесь предполагается активная фильтрация). Если среднечастотник установлен в двери ниже бокового стекла, рекомендуется преобразовать фильтр ВЧ в фильтр 2-го порядка: параллельно C1 устанавливается дополнительный конденсатор (10 мкФ), и точка их соединения с катушкой L1 соединяется с «землёй» через добавочную катушку 1,5 мГн.

    С самым сложным из фильтров, THX 3, разобраться будет уже проще, поскольку для него предусмотрены почти все те же возможности, что у THX 2 и THX mh (в сумме), только вместо отключения фильтра ВЧ среднечастотника, здесь появляется джампер настройки его уровня. Перенос частоты среза фильтра ВЧ твитера не предусмотрен, предполагается, что в трёхполосной системе вы просто обязаны найти для твитера место в стойке либо в угольнике зеркала. Частота среза фильтра НЧ 1 в зависимости от положения джампера LFS от 230 до 340 Гц. Для фильтра среднечастотника частота среза звена НЧ (в зависимости от положения аттенюатора) от 1,8 до 2,0 кГц, для варианта с фильтром ВЧ 1-го порядка, частота среза заключена в пределах от 750 до 800 Гц. Если среднечастотник находится в двери, рекомендуется установить дополнительную катушку и конденсатор и преобразовать его ФВЧ в фильтр второго порядка. Тогда его частота среза будет заключена в границах от 480 до 520 Гц, для звена НЧ частота среза меняется незначительно, от 1,25 до 1,35 кГц. Предусмотрен ещё вариант с двумя басовыми головками TH 6.5 sax, для чего потребуется вместо катушки L3 (4,7 мГн) включить ещё одну такую же, как в схеме коррекции, то есть 3,3 мГн. Эта катушка в комплект для «тюнинга» не входит, но если вас не остановила цена дополнительной пары 6-дюймовых басовиков топ-класса, полагаю, пара катушек вас тоже не сильно притормозит.

    "Автозвук" 02/2011 текст и измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО


    Возврат к списку