Доставим автоэлектронику в любую точку России

Пн - Сб: 9:00 - 19:00, Вс: 10:00 - 16:00

Наш адрес: Самара, ул. Партизанская, д.15

Доставка в ваш город:

Самара

Выберите ваш город

Доставляем товары по всей России.

Напишите название вашего города в поле ниже.

    ОПРЕДЕЛЁННЫЙ АРТИКЛЬ: Усилитель Audison Thesis HV venti
    06.Сен.2010

    АРТИКЛИ И ТЕЗИСЫ

    Двенадцать лет назад фирма Audison в обстановке секретности готовила свой главный экспонат для выставки «CES 1992» в Лас-Вегасе. В день открытия главной мировой электронной экспозиции в самом центре стенда итальянской фирмы появился усилитель HR100, названный «The Amplifier». Вот так, с определённым артиклем. THE, то есть не просто усилитель, а тот самый. Именно тогда родился наиболее амбициозный не только для фирмы, а и вообще для отрасли проект: создать автомобильный усилитель всех времён и народов, предельный, окончательный, без недостатков, без вопросов, без страха и упрёка. Этот стратегический план никогда и нигде не был ни опубликован, ни даже принародно озвучен, как теперь принято выражаться. Его молча и последовательно продвигали в лабораториях фирмы. О том, что какой-то план есть, и о том, в каких направлениях он развивается, все эти годы можно было догадываться только по косвенным признакам. Например: через два года после дебюта «ТОГО усилителя» HR100 родился новый, в имени которого впервые появилось слово Thesis. Это был HV Sedici, и с тех пор все «Тезисы» нумеруются не цифрами, а прописью. «Седичи», к примеру, это «шестнадцать» и символизирует мощность каждого канала, равную в данном случае 160 Вт. Как у «Мерседесов». Следующие два «тезиса» были обнародованы довольно скоро, в 1995 году. Ими стали HV Trenta и HRV Trenta. Имя означает «тридцать», мощность каждого канала посчитать не труднее, чем рабочий объём двигателя «шестисотого Мерседеса», а различались HV и HRV тем, что при прочих равных (насколько схемотехнически возможно) один был с выходом на биполярных транзисторах, а другой — на мощных МОП-полевых.

    Аудиофилам, в среде которых тогда велись споры о преимуществах одного типа транзисторов перед другими, не утихли и поныне и, вероятно, не утихнут никогда, был предоставлен уникальный материал для сопоставления: максимально близкие схемотехнически и сделанные без оглядки на бюджет аппараты высшей категории, каждый из которых защищал цвета своего типа полупроводниковых приборов. Сегодня, по прошествии почти десяти лет и в контексте увидевшего в конце этого десятилетия свет нового «тезиса», не так уж трудно сообразить, что этим инженерно (и финансово) смелым экспериментом Audison не столько подлил горючего в спор аудиофилов, сколько создал для себя уникальный и глобальный тестовый полигон, призванный дать ответ: так на чём же должен быть собран задуманный ими усилитель всех времён и народов. Тот самый. THE...

    ЛЮДИ В ЧЁРНОМ И ПОЛНЫЙ ПРИВОД

    Информацию о результатах мирового эксперимента (за проведение которого, кстати, заплатил не «Аудисон», а «Аудисону» покупатели его продукции эксклюзивного класса) собирали и анализировали долго. Хотя, конечно, не только этим были заняты в самом недоступном для посторонних подразделении Audison, где готовили новый аппарат, на котором будет написано и «Thesis», и «The Amplifier». Девять лет, ушедшие на разработку HV venti* породили действительно не знающий аналогов аппарат. Создаётся впечатление, что его делали одновременно две бригады. Одной из них перед началом работ посветили в глаз чудо-карандашиком из «Людей в чёрном», с тем чтобы они напрочь забыли всё сделанное в индустрии до их проекта и начали бы создавать усилитель с чистого листа, как впервые в мире. А вторая бригада, наоборот, держала под рукой все материалы, вытекающие из опыта прошлых разработок. Именно вторая бригада, с нестёртой памятью, осмыслила результаты глобального тестирования биполярного и полевого «Тезисов» HV и HRV Trenta. Расчёт на то, что одной из моделей будет отдано устойчивое предпочтение, не оправдался. И в результате получилось нечто похожее на результат спора о преимуществах переднего и заднего привода в автомобилях. И тот и другой имеют право на жизнь, но лучшим-то решением будет их объединение в виде полного привода, и именно таким оснащаются машины, сделанные без оглядки на бюджет и без компромиссов в отношении качественных показателей.

    Полным приводом в выходных каскадах оказался оснащён и HV venti. Биполярные и полевые приборы объединились в структурах, известных как IGBP (Isolated Gate Bipolar Transistor). Такие компоненты сейчас выпускаются серийно, но ни один из готовых образцов схемотехников из Potenza Picena не устроил. И они сделали свои IGBP из дискретных компонентов. Входной «полутранзистор» — мощный MOSFET, выходной — ещё более мощный составной прибор фирмы Sanken, предназначенный изначально для совсем других целей — управления мощными электроприводами. Только такую комбинацию инженеры из Audison сочли адекватной требованиям к будущему The Amplifier.

    ТЕЗИС НА СТОЛЕ

    Бригада инженеров со стёртой памятью скомпоновала усилитель так, как никто и никогда до них не делал. Вот перечень, наверняка неполный, того, что сделано в HV venti «не как у всех»:

    Теплоотводов у усилителя два, работающих параллельно. Нижняя, чёрная часть корпуса — это радиаторы естественного охлаждения, верхняя — светлая часть — радиаторы с принудительным охлаждением. Четыре вентилятора по углам управляются от системы автоматики, причём именно системы, а не примитивного датчика температуры. Расположенный в центре усилителя блок цифровой информации не только включает вентиляторы в том канале, который в данный момент требует охлаждения, но и следит, чтобы температура была не ниже оптимальной (индикация оптимальной с точки зрения рабочего режима выходных каскадов температуры — на дисплее, в виде индикатора TEMP GOOD), а кроме того, следит за тем, чтобы вентиляторы, даже и снабжённые фильтрами, не оказались засорены или, паче чаяния, заклиненными посторонним предметом или банальной пылью. Пятый вентилятор охлаждает... каскады предварительного усиления. Им это требуется, поскольку для обеспечения максимальной линейности работы и динамического диапазона решено было напряжение питания для каскадов усиления напряжения сделать 150 В. Недоиспользованные ресурсы пятого вентилятора направлены на охлаждение печатной платы, по проводникам которой идут те же токи, что и в выходных транзисторах. Блок кроссовера в усилителе есть и одновременно нету, это как кому надо. Если требуется аудиофильский прямой тракт, модуль кроссовера просто не устанавливается. Если фильтр всё же нужен, он ставится под крышку из закалённого стекла, а частота среза переключается дискретно, переустановкой частотозадающей вставки, собранной на прецизионных компонентах.

    Блок питания HV venti — предмет законной гордости фирмы. В нём шесть выходных трансформаторов, четыре из которых (по два для каждого из двух каналов) — с охлаждением. Сдвоенные трансформаторы вторичного питания, видимо, стали результатом переговоров между бригадами «с памятью» и без. Аналитики прошлого опыта Audison напомнили, что ещё в 1988 году в ставшей самой массовой модели фирмы SR8085 был применен двухрежимный блок питания High Power/High Current. Смысл его в том, что при работе на относительно высокоомную нагрузку, которой для HV venti является любая 4-омная фронтальная акустика, требуется максимальный запас выходного напряжения, в то время как больших выходных токов ожидать не приходится. В этом режиме (High Power) вторичные обмотки трансформаторов блока питания соединяются последовательно, обеспечивая максимально возможное напряжение питания выходных каскадов. В случае же работы на низкоомную нагрузку, например двух-, а то и меньшеомный сабвуфер, большой амплитуды сигнала на выходе быть не может, зато ток в нагрузку требуется лютый. В этом случае трансформаторы блока питания соединяются параллельно, и выходные каскады питаются меньшим напряжением, но с удвоенным токовым потенциалом.

    Входы двухканального усилителя в HV venti — целая инженерная система, поскольку, помимо прочего, рассчитаны на использование патентованных балансных соединителей ABS (Audison Balanced System), по виду очень похожих на обычные RCA-разъёмы, но с коаксиальной внешней обоймой: наружный рукав корпуса работает общим проводом, а внутренний — одним из проводников балансной пары. Это — тоже часть истории фирмы, система разрабатывалась в 1994 году специально для будущих «Тезисов».

    Заметили ли инженеры фирмы, что за окном бушуют цифровые технологии? Судя по всему, они в курсе. Но, в традициях марки, пускать цифру в звуковой тракт были не намерены. Внутри HV venti установлен мощный и отчасти секретный цифровой информационный блок. Видимая часть его обязанностей — следить за режимами работы всех блоков усилителя, управлять системой терморегулирования (именно так, а не просто охлаждения), контролировать защитную подсистему. А то, что там где-то есть и секретное подразделение, выдаёт почти незаметный разъём чисто компьютерной природы USB type B. Не стану пытаться представить себя экспертом дедуктивного метода, хотя искушение есть, и признаюсь: о назначении не упомянутого в инструкции ни полсловом цифрового порта в аналоговом усилителе узнал от его разработчиков. Через этот порт специалисты фирмы смогут скачать из аппарата информацию о том, что с ним происходило во время эксплуатации: каким напряжением его кормили, при какой температуре он работал и как долго, что срабатывало из систем защиты и так далее. Очень похоже на диагностический разъём в автомобиле и служит для того, чтобы, если, не приведи бог, что-то случится с усилителем стоимостью с незаезженный «Гольф», можно было определить не только что, но и почему.

    ИЗУЧЕНИЕ ТЕЗИСА

    Начнём с того, что даже технологию установки усилителя в машину разработчики (первая бригада, не иначе) критически переосмыслили. Чтобы не корячиться в багажнике с большим, тяжёлым, сверкающим и дорогостоящим аппаратом, ему сделали «двойное дно». К опорной панели в автомобиле монтируется металлическая плита, снабжённая ассортиментом крепёжных отверстий на любой вкус, а к ней четырьмя удобно расположенными винтами — остальной усилитель. Силовые зажимы рассчитаны на кабель до 9,6 мм в диаметре (2AWG), для буферного конденсатора зажимы отдельные.

    И фиксирующие элементы контактных узлов, и немногочисленные, как следует из «прямоточной» аудиофильской концепции усилителя, органы настройки расположены сверху и закрыты прозрачными крышками. Помимо регуляторов чувствительности предусмотрен отдельный регулятор Alignment, по существу — регулятор баланса по входу. Рядом с зажимом провода включения Remote есть отдельное гнездо включения подсветки, если его замкнуть на «землю», крышка из закалённого стекла с гравировкой подсветится красным, а торцы с регуляторами и гнёздами — синим.

    То, что к проблемам здорового питания усилитель относится серьёзно, становится ясно уже в момент включения. При первом включении с полминуты идёт заряд емкостей, причём ступенчато, на амперметре лабораторного источника отмечаются броски тока с частотой ровно один в секунду. Потом устанавливается режим холостого хода с потребляемым током 4,8 А.

    Выходная мощность на нагрузке 4 Ом оказалась практически точно такой, как следует из названия усилителя, 210 Вт. Интересно при этом было угадать, какой она станет на нагрузке вдвое меньшего сопротивления. Как вы помните, все изготовители усилителей указывают при этом удвоенную мощность на 4 Ом, и, как вы же помните, этого не происходит никогда. У обычного усилителя прирост мощности, сопровождающей уменьшение вдвое сопротивления нагрузки, составляет от 30 — 40% (мертвяк с точки зрения токового потенциала) до 70 — 80% — это у чемпионов из чемпионов.

    HV venti в том же виде соревнований показал результат 410,3 Вт. А это означает прирост мощности ни много ни мало 95%. Результат, в прошлой нашей практике аналогов не имеющий. На «дурную» нагрузку HV venti реагировал довольно спокойно. Потребляемый ток возрос на 10%, появились незначительные паразитные колебания на частоте 180 кГц. Остальные измеренные показатели, как обычно, сведены в отдельный блок и в комментариях не нуждаются, все — на объяснимо высоком уровне. Обратите внимание: с характеристиками фильтров мы даже не заморачивались. Уж это создатели аппарата такого уровня могут сделать одной левой. Мы сделали другое: понимая, что HV venti — особый случай в мире усилителей, решили подвергнуть его испытанию в высококачественном «домашнем» аудиотракте, благо требуемые для этого компоненты были удачным образом под рукой в силу состоявшегося в дружественном «Салоне Audio Video» тесте.

    ОЗВУЧЕННЫЙ ТЕЗИС

    Испытательный тракт состоял из таких компонентов (приводятся с ценами — как нам объяснили, в домашнем хай-энде так принято): CD-проигрыватель Talk Electronics CD3.1 ($2890), колоночные кабели Legacy TL Speaker Cable ($490), межблочные Accuphase Super Refined Cable ($300).

    По сравнению с только что завершённым соседями тестом акустических систем тракт претерпел только одно изменение: HV venti занял место усилителя Bryston B-60R ($2480). Даже уши мы применили те же, что незадолго до этого трудились при отборе лучших домашних АС из номенклатуры теста, рекомендациями хозяина ушей воспользовались при выборе акустики. Две модели, показавшие себя с наилучшей стороны во время «соседского» теста, были B&W 705 и Spendor SP3/1P. Вот мнение экспертов:

    Есть все признаки хорошо поставленного и очень дорогого звучания. Тембры не обеднены и, кажется, очень точны — отсюда певучесть и музыкальная реалистичность. Звук как будто обнажен, причем не в каком-то дежурном смысле этого слова, а именно по ощущениям. Образы сформированы очень телесно — любой вокал воспроизводится живо, с аккуратной и недвусмысленной нюансировкой. Во всем диапазоне нет артефактов: бас под контролем (нет ни малейших намеков на незадемпфированность), середина без отсебятины, очень чистый верх (нет ни подкраски, ни признаков «песка», ни каких-либо динамических заминок). Обращает на себя внимание высочайший уровень разрешения, что проявляется не только в том, какие детали доносятся до слуха, но и в том, как они трактуются. Говоря проще, все звуки в записи легко узнаваемы — это очень ценное и редкое качество.

    Усилитель требует очень тщательного выбора акустики. Если попытаться охарактеризовать его одним словом, то это будет «певучий», и когда мы слушали его с тоже очень ярко звучащими кевларовыми B&W 705, певучести оказалось чересчур — струнные зазвучали скорее пронзительно, чем информативно. Со сдержанными Spendor SP3/1P звук намного спокойнее. В то же время звуковая сцена именно с B&W была близка к идеальной, со Spendor глубина и локализация сохранились, но если анализировать тонкие детали, то показалось, что усилитель иногда приуменьшает масштаб или слегка врет с пространственной шириной источников.

    Вердикт. Во-первых, для HV venti необходим очень качественный источник, иначе все недочеты вылезут в самом неприглядном виде. Во-вторых (если выполнено «во-первых»), усилитель требует очень тщательного подбора акустики по уровню разрешения. Если взять слишком детальную и информативную, то может выйти перебор — потеряется эффект «узнаваемости» деталей. Если выбрать «тупую» акустику, то деньги за усилитель окажутся заплаченными зря. В любом случае АС должны быть по возможности нейтральными (и уж тем более не яркими) по звучанию, с хорошим согласованием ВЧ и СЧ-полос, чтобы избежать пронзительности.

    Географический центр HV venti: между конденсаторами совсем не смешной ёмкости пристроился цифровой блок, ближе к югу — драйвер со 150-вольтовым питанием и охлаждением, ещё южнее — место под плату кроссовера

    Всё, что не относится к питанию, собрано в интерфейсном блоке под прозрачной крышкой. И всё разделено продольной осью: слева — левый канал, справа — правый. Точно на оси — регулятор баланса чувствительности

    Защитные решётки на вентиляторах фиксируются магнитами. Под решётками — воздушные фильтры

    Зажимы «силы» растут прямо из блока питания, а входной дроссель почти что вышел наружу

    В центре «силового» контактного узла виден «секретный» USB-порт, через который усилитель будет ябедничать на плохое обращение

    Частота среза кроссовера выбирается из ряда 45-55-65-80 установкой частотозадающего модуля в нужную позицию

    Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

    Максимальная мощность
    (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом, режим High Current), Вт 210,2 / 410,3
    Коэффициент нелинейных искажений
    (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,033 / 0,046
    Входная чувствительность, В 0,25 — 6,9
    Отношение сигнал/шум, дБА 99,5
    Переходное затухание, дБ 89
    Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 7,5 — 39000
    Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 18
    Габаритные размеры, мм 504 х 277 х 80

     

     

     

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    2-канальный усилитель
    КТО
    Audison Thesis HV venti
    ПОЧЕМ
    5850 евро
    ЭТО — ПЛЮС
    Беспрецедентное в car audio качество. Во всём
    ЭТО — МИНУС
    Остальные компоненты должны быть под стать
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    THE Amplifier
    РЕЙТИНГ
    Мощность 10
    Технические характеристики 10
    Оснащённость 9
    Фильтры -
    Удобство установки 10
    Звук 10
    ИТОГ 49

    * Пишется именно так, venti (двадцать), с маленькой буквы. По какой-то неведомой причине это для Audison важно. Настолько важно, что когда HV venti получил приз EISA как «Усилитель 2004 — 2005 года», а в наградном логотипе «Venti» оказалось написано с заглавной, по настоятельной просьбе руководства фирмы пришлось логотип переделывать и рассылать в журналы заново.

    "Автозвук", 10/2004, Андрей ЕЛЮТИН, Руслан ТАРАСОВ


    Возврат к списку