Доставим автоэлектронику в любую точку России

Пн - Сб: 9:00 - 19:00, Вс: 10:00 - 16:00

Наш адрес: Самара, ул. Партизанская, д.15

Доставка в ваш город:

Самара

Выберите ваш город

Доставляем товары по всей России.

Напишите название вашего города в поле ниже.

    Пути и вехи: компонентная акустика Audison Thesis TH K3 orchestra
    05.Сен.2010

     

    Можно было проще и спокойнее: есть Hertz, лучшие модели которого прочно вошли в элиту, там при случае можно сманеврировать. С Thesis манёвры исключены. У специалистов фирмы, производящих, вероятно, самые совершенные усилители в отрасли (уступительное наречие «вероятно» — дань политкорректности), была лишь одна попытка. Сегодня её результат — перед нами.

    В акустическую серию Thesis на данный момент входят четыре модели головок: 10-дюймовый сабвуфер TH 10 basso, 6,5-дюймовый мидбас TH 6.5 sax, серединка TH 3.0 voce и твитер TH 1.5 violino. В традициях «тезисов», начавшихся с усилителя HV venti каждый компонент имеет имя собственное, и пишется оно непременно с маленькой буквы. Отчего итальянцы используют дюймовые обозначения? Будем считать — тоже традиция. И потом, дюймы обозначают типоразмер динамиков, для фактических размеров, конечно, удобнее миллиметры. До сабвуфера мы доберёмся как-нибудь позже, а пока займёмся всем остальным.

    Двухполосная система, в которую входят мидбас sax и твитер violino, обозначается как TH K2 coro. В трёхполосную систему TH K3 orchestra входят все три головки. Специфицированный изготовителем уровень чувствительности (снизу вверх) составляет 91/86/94 дБ (этот параметр измеряется при напряжении сигнала 2,83 В). Отсюда ясно, что акустика изначально задумывалась для поканального подключения: когда применяется пассивный кроссовер, отдача СЧ-звена, как правило, не должна быть ниже, чем у баса.

    В конструкции компонентов системы для разработчиков не было «мелочей», которые остались бы без внимания. Форма диффузора динамиков басовой и среднечастотной полос, будь это Hertz, называлась бы V-Cone. От добра добра не ищут, действительно, если исследования показали, что такая форма оптимальна, зачем её менять? Вот только диффузор здесь составной: центральный колпачок изготовлен из поликарбоната, а то, что он прозрачный, позволило нанести надпись «Thesis» на неподвижную часть конструкции, очень, кстати, важную, о ней — потом. Основная часть диффузора изготавливается так: на редкую сетку из стекловолокна выкладывается пульпа целлюлозы, и всё вместе формуется. Конструкция получилась крайне жёсткой и с высоким демпфированием, присущим целлюлозе. Всё вместе называется X-pulp + Polycrystal. Форма литья корпусов по-своему уникальна, резонансам (кроме ультразвуковых) здесь попросту негде поместиться. Форма резиновых подвесов называется TWR (triple wave rubber) — здесь три волны треугольного сечения. Такая «гармошка» вышла на удивление жёсткой в поперечном направлении, качания диффузора, действительно, практически исключены, в этом легко убедиться «голыми руками».

    Неодимовые магниты позволили получить высокий магнитный поток, в том числе и у басовой головки с её 40-миллиметровой звуковой катушкой. Магниты у всех находятся снаружи от катушки, что, кстати, самым непосредственным образом сказалось на габаритах твитера. Но пока мы занимаемся двумя «диффузорными» головками. Здесь неодимовый магнит представляет собой относительно тонкую шайбу, зажатую между компонентами магнитопровода, распределение индукции в зазоре получилось более симметричным, нежели в традиционной конструкции. Чтобы исключить влияние модуляции магнитного потока (постоянного) переменным полем катушки и, как следствие, уменьшить нелинейности, в магнитной системе предусмотрены так называемые кольца Фарадея (короткозамкнутые витки). Их два: нижнее закопано в недрах магнитной системы, верхнее — это как раз то, на чём написано «Thesis». В басовой головке очень интересна конвективная система вентиляции — благодаря наклонным каналам она обеспечивает интенсивную циркуляцию воздуха и, следовательно, стабилизацию теплового режима катушки. Это — в дополнение к осевому отверстию в керне и восьми щелевым окошкам обдува, расположенным в корпусе между центрирующей шайбой и магнитной системой (такие же окошки есть и в СЧ-головке). У всех головок магниты закрыты снаружи фасонным кожухом из полированного алюминия. Да, чуть не забыл — рамки решётки баса и среднечастотника отлиты из цинкового сплава, отличающегося акустической инертностью. Сказано было — мелочей нет.

    Подводящие провода к катушкам басовой и даже среднечастотной головки проложены с промежуточной фиксацией на центрирующей шайбе — такой конструктивный способ, как мы знаем, обеспечивает наибольшую надёжность, неспроста он используется преимущественно в сабвуферах. А вот конструкция винтовых зажимов мне понравилась меньше, нежели всё остальное. Винты требуют применения часовой отвертки, зажимы басовых головок надёжно зажимают кабель сечением от 2,5 мм2, а чтобы выкрутить винты твитера, может потребоваться снять алюминиевый кожух.

    Материал мембраны твитера — синтетическая ткань Tetolon. Благодаря крупному куполу (34 мм) и нешуточному магниту чувствительность у пищалки очень достойная. Но, конечно, на стойку «Жигулей» поставить её будет сложно. Корпус пищалки приспособлен для монтажа «в тело». Для полного преобразования в «чашку» можно установить передний точёный фланец.

    ...

    Точки означают, что я пропускаю длительную и трудоёмкую процедуру настройки фильтров и чувствительности усилителей. Задействовать пришлось три усилителя: четырёхканальный Adcom GFA-4304 на басы и середину (верхушка у него не безукоризненная) и два «бочонка» — домашних моноблока Musical Fidelity X-A50. Теперь слушаем.

    На диске Парсонса «Telarc Sampler Disc» есть предисловие автора проекта. Голос у Алана, прямо скажем, не с BBC World Service, интонирование слабенькое. Вдохи перед фразами в наушниках бывают слышны отчётливо, а вот динамики их не передают, если, конечно, не выкрутить сумасшедшую громкость. А вот «Тезисы» доносят дыхание легко и, главное, правдоподобно: ну старается человек говорить погромче и делает вдох в паузе перед предложениями. Потом мы ещё неоднократно имели возможность убедиться: исключительная микродинамика отличает акустику Thesis от любой (ну, пусть будет политкорректное «почти любой») другой. Макродинамика тоже исключительная: в соло на ударных каждый удар барабана — это шок. Правда, это относится к рабочим барабанам, «бочку» слышно куда меньше. Вообще, отношения с басами у «Тезисов» складываются непросто. Сразу ясно: на работу без сабвуфера акустику не рассчитывали. При самостоятельной работе даже виолончель кажется немного эфемерной, а контрабас вроде бы даже играет на пару тонов выше. Не зря, значит, мидбасовые головки называются sax, а не chitara basso, скажем.

    Женский вокал порой кажется чересчур строгим, как видно, мы привыкли к более вольной интерпретации голосового верха. Но опять обратили внимание на исключительное внимание этой акустики к деталям. На диске «Chesky Ultimate Demonstration Disc» в предисловии к третьему треку говорится, что каждый удар маракасов не такой, как другие. До сих пор в это верилось с трудом, а теперь мы услышали: вот, оказывается, какой это непростой инструмент. Скрипки, пожалуй, как в жизни: не слишком строгие, но и не нервные, игривые и постоянно меняющиеся.

    Я тут ни слова не сказал о звуковой сцене. Ну, при такой детальности понятно, что эшелонирование в полном порядке, иногда глубина сцены кажется даже непривычной. Что же касается локализации... На диске «Focal Tools» есть трек, где рисуют круги карандашом. Редкая акустика воспроизводит эти круги не в виде прямых справа-налево и обратно, а хотя бы в виде вытянутых эллипсов. «Тезисы» даже при настройке за час-полтора, а не за неделю, как они того заслуживают, рисовали почти круг. И ещё интересное наблюдение, отражающее уровень этой акустики: на том же диске есть запись разбивающейся лампочки. Хорошая акустика способна передать динамику процесса, это воспринимается как некая потеха: «ой, лампочка разбилась». Но лишь «оркестр» Thesis передал эмоциональный посыл этого пугающего, неприятного и сулящего проблемы звука. В этом отличие уникальной акустики от хорошей — в способности передавать не только позитивные, но и негативные эмоции. Как записано...

    • Пиковая/Длительная музыкальная мощность (по данным изготовителя), Вт 400/200
    • Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 100 — 21000
    • Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 87,5*
    • Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,936
    • Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 2,33
    • *См. текст.
    • Параметры Тиля – Смолла
    • НЧ / СЧ / ВЧ
    • Частота собственного резонанса Fs, Гц 51,7 / 152 / 962
    • Эквивалентный объём Vas, л 13,6 / 0,558 / -
    • Полная добротность Qts 0,323 / 0,619 / -

    Расчётное значение силового фактора 8,9 Тл м — такой показатель, сколько я помню, у мидбасов (или пусть басов, но всё же шестидюймовых) нам не встречался ни разу. Правда, сопротивление катушки постоянному току 4,5 Ом, неспроста изготовитель позиционирует эти головки как 6-омные. Но всё равно очень серьёзно, поэтому даже при тяжелой подвижной системе предсказанная чувствительность НЧ-головки 89 дБ/Вт. По измерениям получилось немного больше 88 дБ/Вт, что полностью соответствует спецификации. (Напоминаю, мы измеряем чувствительность относительно напряжения 2 В, специалисты Elettromedia используют сигнал 2,83 В, поэтому у нас и должно получаться на 3 дБ меньше.) У среднечастотника тоже весьма серьёзный силовой фактор, 4,7 Тл м, но, конечно, за малый размер диффузора приходится расплачиваться как раз чувствительностью. Расчёты дали значение 86,5 дБ/Вт, по жизни получилось 86 ровно. Уровень нелинейных искажений (разумеется, мы его измеряли для уже собранной системы) невысокий, хотя и не так чтобы запредельно низкий. Но... Как оказалось, на средних частотах величина искажений почти не меняется при возрастании звукового давления до 94 дБ.

    На графиках, относящихся к отдельным излучателям, прежде всего посмотрим на кривые импеданса, трудно не заметить, что у всех головок очень низкая индуктивность, у твитера она практически отсутствует, и это не в последнюю очередь следствие большого диаметра катушки, у баса и среднечастотника индуктивность прибита двойной системой колец Фарадея.

    По графикам частотных характеристик баса и среднечастотника можно сделать вывод, что у первого добротность низкая, у второго — намного выше. Направленные свойства НЧ-головки начинают проявляться от 500 Гц. Сопрягать СЧ и НЧ лучше всего в диапазоне 300 — 500 Гц. Твитер уверенно работает от килогерца, но «выпустить» его так низко — значит сильно ограничить перегрузочную способность. К тому же существует правило (на НЧ-головки оно не распространяется): граничная частота — от удвоенной частоты резонанса (в данном случае примерно от 2 кГц). Учитывая форму АЧХ СЧ и ВЧ-головок, оптимально сопрягать их на частоте 3 — 4 кГц.

    После предварительной настройки трёхполосного активного кроссовера на базе этих соображений и «чистовой» подстройки его по звуковому давлению суммарная АЧХ получилась такая. Кстати, полярность НЧ и ВЧ-головки по отношению к СЧ обратная. Параметр чувствительности при поканальном подключении акустики имеет довольно условный характер, мы приводили компоненты к отдаче наименее чувствительной головки, а это — среднечастотник voce. Соответствующее значение чувствительности фигурирует в таблице. Спад по низам начинается довольно рано вследствие низкой добротности НЧ-головки. В диапазоне от 110 Гц до 20 кГц АЧХ укладывается в мониторный допуск ±2 дБ (точнее, +1,5/-2,5 дБ, но не суть). В реальной инсталляции уровень ВЧ, скорее всего, придётся поднять. У крупного твитера довольно высокая направленность, поэтому ориентировать его надо, насколько получится, прямо на слушателя.

    Такими оказались характеристики кроссовера по напряжению после «выведения» АЧХ системы в целом, видно, что СЧ-головке приходилось «задавать корма» больше, чем остальным. Частота среза фильтра НЧ 367 Гц, у полосового фильтра частоты 336 и 2790 Гц и у фильтра ВЧ 2540 Гц. Как видим, там и там есть небольшой перехлёст, и это нормально.

    Авторы разработки умышленно выбрали ниже баттервортовской, чтобы улучшить структуру верхнего баса, но, по моему мнению, несколько увлеклись. Если установить басовую головку в дверь, результирующая добротность будет равна 0,375, нижняя частотная граница составит 140 Гц. В ЗЯ с объёмом 5 л получаем (по теории) частотную границу 127 Гц, добротность 0,6. Если взять ящик 9 л, частотная граница ляжет почти там же (128 Гц), добротность составит 0,5. С учётом характеристики салона в этом объёме получится наиболее плавная АЧХ. Наверное, на такие объёмы и надо ориентироваться. Для среднечастотника в объёме 1,6 л будет получена баттервортовская добротность, граничная частота составит 176 Гц, на частоте 300 Гц отклонение АЧХ от горизонтали будет -0,5 дБ. В объёме 0,5 л получим, соответственно, 187 Гц и +0,3 дБ (300 Гц) при добротности 0,86. То есть можно брать любой ящик от 0,5 л.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    • ЧТО
    • Компонентная трёхполосная акустика
    • КТО
    • Audison Thesis TH K3 orchestra
    • ПОЧЕМ
    • 85000 руб. (предварительные сведения)
    • ЭТО — ПЛЮС
    • Бескомпромиссная конструкция
    • Исключительный звуковой почерк
    • Непревзойденная динамика
    • ЭТО — МИНУС
    • Настройка басового звена потребует умения
    • ОДНИМ СЛОВОМ...
    • Это не акустика. Это — веха, заметная издалека
    • РЕЙТИНГ
    • Конструкция 9
    • Частотная характеристика 9
    • Чувствительность 8
    • Басовый потенциал 7
    • Звук 9
    • Итог 42

    "Автозвук", 9/2008, текст и измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО


    Возврат к списку