Доставим автоэлектронику в любую точку России

Пн - Сб: 9:00 - 19:00, Вс: 10:00 - 16:00

Наш адрес: Самара, ул. Партизанская, д.15

Доставка в ваш город:

Самара

Выберите ваш город

Доставляем товары по всей России.

Напишите название вашего города в поле ниже.

    Размер энергии: Компонентная акустика Hertz HSK 165XL
    27.Апр.2011

    Смотрите: если отбросить три коаксиальные модели стандартных размеров, которые сейчас нас не интересуют, в номенклатуре Hi Energy останется восемь головок. Три пищалки, один среднечастотник и четыре НЧ-динамика из которых три — одного и того же «королевского» калибра 165 мм и лишь один — «княжеского» 130 мм.

    Именно в обозначении одного из 6,5-дюймовых мидбасов и появляются впервые буквы XL, что на первый взгляд вступает в явное противоречие с унификацией типоразмера. Мидбасы называются HV 165, HV 165L (Large?) и, наконец, HV 165XL. И размер, как теперь уже окончательно ясно, здесь ни при чём.

    Исходной точкой при формировании законченных акустических систем из этих компонентов следует считать двухполоску на основе мидбаса HV 165 и одной из пищалок, на выбор: HT 20 или HT 25. Цифры — понятно, это диаметр купола. Следующий шаг — трёхполоска. Для этого в систему добавляется диффузорный 70-миллиметровый среднечастотник HL 70, а кроссовер 2W.10 меняется на 3W.10. Но это не всё: функции и требования, предъявляемые к НЧ-звену в двух- и трёхполосной системах, несколько разнятся, и для последней предназначается другая головка — HV 165L (наверное, всё-таки здесь L означает Low, по всему, так получается). Динамик «L» отличается от «не L» существенно: диффузор литой из целлюлозы, с ощутимо большей массой, резонансная частота снижена на 10 Гц. Итог: оптимальные характеристики для работы на низких частотах и закономерный размен их на неоптимальные в области верхней середины, где HV 165L работать и не должен.

    Что тогда должен XL? Оказалось, что это — опыт совмещения некоторых достоинств трёхполосной акустики с некоторыми же — двухполосной. Специализированный басовик лучше работает на низких частотах? И у HV 165XL резонансная частота тоже становится ниже по сравнению с «эталонным» HV 165 (но выше, чем у HV 165L). Более высокое звуковое давление, на которое способна трёхполосная акустика? И у HV 165XL появляется магнит мощнее, чем у остальных двух «165», а ход диффузора возрастает вдвое даже по сравнению с 165L. Это — один из двух факторов, оправдывающих буквальное понимание XL. Второй — пищалка, в этом комплекте она — с увеличенным до 28 мм куполом. Этим достигаются две цели: повышенный (в гармонии с мидбасом) резерв звукового давления и, что более важно, расширение рабочей полосы частот в связи с более низкой частотой резонанса ВЧ-излучателя, в данном случае это важно, поскольку мидбас в большей степени заточен под низкие частоты. Конкретные цифры такие: у HT 25 резонанс приходится на 1400 Гц, у HT 28 — на 1000 их же. Насколько это соответствует действительности, мы, разумеется, проверим, но до сих пор итальянцы (не все, а те, что из приморского городка) в таких вещах не промахивались.

    Разумеется, обратить сниженную резонансную частоту пищалки в достоинство акустики в целом можно лишь при содействии оптимизированного кроссовера. И здесь, действительно, кроссовер специализированный, только под эти головки, так и называется — 2W.XL. Он существенно сложнее обычного двухполосного и соразмерно крупнее, поэтому собран в таком же корпусе, что и трёхполосный 3W.10.

    Помните, я предупреждал, будет не коротко, но полезно. Теперь, когда все элементы расставлены согласно своему назначению, начинаем работать с системой HSK 165XL во всей её полноте.

    Материал диффузора мидбасовой головки HV 165XL назван производителем Damped Mesh Fibre. По конструкции диффузор двухслойный: верхний слой представляет собой ткань из волокон некоторого (не объявленного изготовителями) состава, более всего похожего на стекловолокно. Во всяком случае, материал — диэлектрик, а значит — не карбон. Тогда чрезвычайно уместным становится Damped — стеклоткань непременно нуждается в дополнительной вязкости, обеспеченной, надо полагать, подбором состава пропитки и ламинирующей плёнки на нижней стороне диффузора, она же обеспечивает непроницаемость диффузора.

    Центральный колпачок продолжает криволинейную образующую диффузора, по форме это знаменитый V-cone с остриём, входящим внутрь звуковой катушки. Но только здесь это именно центральный колпачок (настоящий «Ву-коне», если помните, изготавливается как одно целое, при этом к его акустическим достоинствам добавляется исключительная сложность сборки подвижной системы и соответствующая цена вопроса). Подвес довольно широкий для мидбаса — 13 мм, так что заявленный ход диффузора 8 мм (против 4 мм у HV 165L) имеет некоторые основания.

    Широкий гофр, однако, не отъел у диффузора полезную излучающую поверхность благодаря отсутствию лишних деталей вроде уплотнительного кольца. Рамка решётки монтируется снизу. Кстати говоря, возможна установка мидбаса и без решётки, тогда на корпус монтируется ещё одна рамка с парой защитных перемычек. В литом корпусе всего три широких спицы, и заглушён он отменно. Под защитным чехлом скрыт очень даже солидный магнит габаритами 95 х 22 мм. Калибр осевого отверстия 10 мм, но и звуковая катушка увеличена, по спецификации её диаметр 30 мм. Интересно организована вентиляция катушки — под нижним ободом корпуса спрятаны рёбра, которые направляют поток по радиусу, внутри звуковой катушки это же направление воздушных струй создаётся «насосом», образованным геометрией V-Cone и центрального керна магнитной системы. Мы это у Hertz уже видели, но здесь принцип реализован с небывалым инженерным изяществом. Способ «укладки» проводов, по нашей классификации, второй, то есть провода зафиксированы непосредственно на каркасе катушки.

    Материал купола пищалки — Tetolon, фактический размер его 29 мм. Пищалки можно устанавливать «в толщу», а можно задействовать подставки для монтажа на поверхность, они дают разворот оси 35/60 градусов. Обе катушки в кроссовере намотаны на железных сердечниках, тем самым сведено к минимуму их омическое сопротивление. Два конденсатора из трёх имеют полиэфирный диэлектрик. Изготовитель любезно приводит схему кроссовера, оба фильтра относятся к числу так называемых «странных» (Strange), в цепях, идущих на «землю», задействованы резисторы 1 Ом. (В цепочке Цобеля для фильтра НЧ номинал резистора примерно равен омическому сопротивлению головки, а в классических фильтрах «номинал резистора» ноль.) Два дополнительных клеммных зажима позволяют выбрать уровень твитера из ряда +2/0/-2 дБ. В цепи фильтра ВЧ установлен так называемый рупорный контур — цепочка из параллельно включённых резистора и конденсатора. Как он работает, мы потом увидим.

    А пока усаживаемся поудобнее и начинаем слушать. В верхнем положении аттенюатора ударная медь недвусмысленно заявляет о своём величии. Придётся всё-таки покинуть уютное кресло и переключить пищалки к клеммам, соответствующим среднему положению аттенюатора. Вот теперь медь встала на место, звучание осталось несколько ярким, но для нашей отрасли это норма. Пытаюсь вспомнить звуковой почерк MLK 165, некоторые родственные черты, несомненно, прослеживаются. В частности, мягкая и одновременно подробная середина. Хотя здесь звучание чуть проще. В мужском вокале присутствует некоторая избыточная яркость, но она воспринимается не как огрех, а как особенность почерка. Свистящие имеют легкий шипящий акцент. Женский вокал подробен и довольно аккуратен, хотя нажим на шипящие всё же порой ощущается. Контрабас деликатный, кажется, что он отступил в глубину сцены, но то, что он со сцены не ушёл, совершенно очевидно. Рельеф бас-гитары проработан должным образом, атака нам показалась слишком спокойной. Скрипки материальные, подвижные и вполне правдоподобные. Маракасы подробные и чёткие, не скажу, что ничего подобного я не слышал, но у нашей акустики так получается редко. Бубен тоже подробный и ясный (тестовые ящики на этот раз были выставлены точно по оси излучения), но всё же легкий шелестящий акцент чувствуется. Рояль хорошо сбалансирован, и динамика в порядке.

    Параметры Тиля — Смолла Fs, Гц Vas, л Qts
    Мидбас 68,8 7,36 0,579
    Твитер 1022 - 0,769
    • Пиковая/непрерывная мощность
      (по данным изготовителя), Вт 300/150
    • Диапазон воспроизводимых
      частот, Гц (-3 дБ) 85 — 22000
    • Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 89,5
    • Средний коэффициент нелинейных искажений
      (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,808
    • Коэффициент нелинейных искажений
      (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 0,800

    Расчётное значение силового фактора 6,03 Тл м, для мидбаса это куда как солидный показатель, это не удивляет, магнит, как мы видели, тоже соответствует. Кстати, заявлено 5,9 Тл м, то есть, считаем, ровно столько же. Масса подвижной системы 14,9 г — «подвижка» не тяжёлая и не лёгкая (опять для сравнения: по заявке 14,0 г, что больше, чем у 165 (13,5 г) и меньше, чем у 165L (16, 5 г)). При таком сочетании параметров отдача мидбаса просто обязана была оказаться на высоте — и оказалась. Да и акустика в целом имеет чувствительность на зависть многим. Нелинейные искажения на средних частотах на хорошем среднем уровне, насколько можно судить, полностью задемпфировать резонансы диффузора не удалось. А вот на басах искажения просто на диво низкие, большой ход диффузора был декларирован не на пустом месте.

    Бесплатный совет:

    1. Пищалки ориентировать по оси излучения.

    2. Попробуйте би-ампинг.

    Чтобы был понятен ход итальянской (приморской) мысли, начнём с характеристик компонентов «голышом». На импедансных кривых видно, что индуктивность мидбаса довольно высокая, это необходимо учитывать при проектировании кроссовера, посмотрим потом, учли или нет. Резонансная частота твитера — именно там, где обещали, жидкостное демпфирование, насколько можно судить по импедансной кривой, отсутствует.

    У мидбаса на редкость спокойная частотная характеристика, резонанс на 4 кГц, характерный для жёстких диффузоров, виден невооружённым глазом, но амплитуда его всего лишь 2 дБ, это ещё услышать надо. Значит, Damped — это не только на бумаге. Твитер, не сдерживаемый фильтрами, работает в широкой полосе, но окончательно «разыгрывается» к 4 кГц.

    А вот так работает кроссовер (на реальной нагрузке). Характерно, у фильтра ВЧ вообще нет горизонтального участка на АЧХ, так действует тот самый contour в цепи пищалки. Номинально частота среза около 8,4 кГц, важнее, впрочем, какой она окажется при взаимодействии с АЧХ пищалки. Фильтр НЧ высокодобротный, частота среза 3,2 кГц, то есть как раз «под яблочко» резонансному пику на 4 кГц.

    На АЧХ компонентов, включённых через свои фильтры, легко увидеть (вернее, трудно не увидеть), как выведен «в ноль» резонансный пик мидбаса, частота среза мидбаса ровно 3 кГц. У твитера частотный диапазон начинается с 4,2 кГц, как видим, «разнос» частот не такой и большой. Обратите внимание, как выправилась АЧХ пищалки на самых верхних частотах. Так что, если будете подключать эту акустику би-амингом, пищалку надо подключать через свой фильтр.

    Из рассмотрения суммарной АЧХ можно сделать вывод, что частота среза фильтра НЧ могла бы быть чуть выше, вот тут как раз пригодится би-ампиннг с активным фильтром НЧ. Хотя АЧХ и без всех этих хитростей укладывается в допуск +4/-3 дБ (в среднем положении аттенюатора). Дисперсия излучения крупного твитера не слишком широкая, так что ориентировать его желательно «в лоб».

    При монтаже в объём двери полная добротность мидбаса составит 0,63, нижняя частотная граница придётся на 87 Гц «на улице» или на 76 Гц в салоне. Учитывая низкие искажения на басах, это означает, что особых ограничений (в разумных и привычных пределах) на выбор частоты среза этот мидбас не накладывает. В ЗЯ объёмом 13 л достигается баттервортовская добротность, но частотная граница в салоне даже поднимется, правда не сильно, до 83 Гц.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    • ЧТО
    • Компонентная акустика 6 дюймов
    • КТО
    • Hertz HSK 165XL
    • ПОЧЕМ
    • 13479 руб. 54 коп.*
    • ЭТО — ПЛЮС
    • Продуманная конструкция
    • Высокая чувствительность
    • Низкие искажения на басах
    • Породистое звучание
    • ЭТО — МИНУС
    • Не усмотрено
    • ОДНИМ СЛОВОМ...
    • Точно впору
    • РЕЙТИНГ
    • Конструкция 9
    • Частотная характеристика 8
    • Чувствительность 9
    • Басовый потенциал 8
    • Звук 9
    • Итог 43
    • *По информации на сайте импортёра на момент сдачи номера в печать.

    "Автозвук", 03/2011 Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО


    Возврат к списку