Доставим автоэлектронику в любую точку России

Пн - Сб: 9:00 - 19:00, Вс: 10:00 - 16:00

Наш адрес: Самара, ул. Партизанская, д.15

Доставка в ваш город:

Самара

Выберите ваш город

Доставляем товары по всей России.

Напишите название вашего города в поле ниже.

    Семичасовая война: DLS Gothia 6.3 vs. Dynaudio Esotec System 342
    29.Авг.2010

    DLS Gothia 6.3

    В серии Ultimate, куда входят, в том числе, и комплекты Gothia, есть шестидюймовые мидбасы с магнитной системой обращённой конструкции, но конкретно в этом комплекте используется басовая головка, изготовленная по классической и наиболее распространённой конструктивной схеме. Обозначается она как DGO 6. Материал диффузора — ткань из углеволокна, покрытая с нижней стороны ламинатом для обеспечения воздухонепроницаемости. Диаметр мягкого центрального колпачка 44 мм. Литьё корпуса с шестью толстыми, но неширокими спицами заглушено полностью и окончательно. Ширина резинового подвеса 10 мм. Вооружение у басовой головки тяжёлое: по размерам звуковой катушки (38 мм) и магнита (100 х 20 мм) DGO 6 не уступит иному «лёгкому фронтовому» сабвуферу. Широкое осевое отверстие (16 мм) заканчивается аэродинамическим раструбом, что тоже больше характерно для конструкций сабвуферных головок. Даже конструкция пружинных зажимов такая же, как в сабах. Отводу тепла способствует сплошной пояс обдува катушки. Центрирующая шайба имеет прогрессивную форму сечения гофров. Уплотнительного кольца на корпусе нет. Провода к звуковой катушке идут по второму способу, этот конструктивный вариант, как я понимаю, потомкам готов ближе. Купольная среднечастотная головка DGO 3 — самая крупная из тех, что у нас были в последнее время. Диаметр купола из ткани с жёсткой пропиткой и силиконовым демпфирующим покрытием 84 мм. Корпус среднечастотника полуоткрытого типа: широкое (29 мм) осевое отверстие, связывающее внутреннюю полость с окружающей средой, закрыто плотным поролоном. Пищалка DGO 1 с мягким куполом (28 мм) помещена в металлический литой корпус. Внутренняя полость корпуса тоже сообщается с окружающей средой посредством 2-миллиметрового отверстия. Корпус предназначен для заглублённого монтажа пищалки, и другие монтажные принадлежности не предусмотрены. На комплект акустики приходятся три кроссовера. В одном из них (он общий на два канала, как бы «стерео») размещается пара фильтров НЧ для басов. В каждом канале одна катушка, намотанная 1,5-миллиметровым проводом на железном сердечнике сечением почти 2 кв. см, и один оксидный конденсатор. В общем, понятно, что разработчики озаботились минимизацией потерь напряжения на катушке. Остальные фильтры собраны в двух отдельных корпусах. Здесь (в каждом) три воздушных катушки (одна из них намотана ленточным проводником) и четыре плёночных конденсатора (полипропилен и полиэфир — поровну). Два конденсатора соединены параллельно, в результате формула кроссоверов получается интересная: II + (III + I) + II. Выбор уровня твитера осуществляется с помощью высококачественного переключателя: 0/-2/-4 дБ.

    Как нетрудно догадаться, сборка трёхполосной системы для прослушивания заняла некоторую часть из отпущенных нам семи часов, будем считать это перегруппировкой войск и сразу перейдём к грому сражения. В смысле — к прослушиванию.

    Сразу обращаем внимание на мощное, хотя и не очень лёгкое звучание рабочих барабанов, тарелки на их фоне даже и не пытаются претендовать на какие-то привилегии. Если сместить аттенюатор на одну ступеньку вниз (в среднее положение), звучание медных ударных становится упрощённым. Так что в нашей инсталляции оказалось наиболее правильным оставить аттенюатор в верхнем положении. Кстати, при перемещении слушателя в пределах 25 градусов от оси окраска ударной меди почти не меняется. Обертоны рояля прорабатываются не совсем точно, кажется, что он чего-то недоговаривает. Скрипки показались довольно спокойными, им несколько недоставало порыва, зато виолончель большая и рельефная. В целом подача струнной группы выглядела комфортной, но излишне задумчивой. Если обратиться к музыке и инструментам посовременнее, когда особенная лёгкость не требуется, зато мощный драйв оказывается очень к месту, то тут эта акустика проявляет себя наилучшим образом. Да и динамики хватает. Акустическая гитара собранная и музыкальная, хотя и не очень яркая. Атаке бас-гитары недостаёт остроты, но рельеф передаётся достойно, а глубина баса — просто редкостная. Что там бас-гитара, даже контрабас фронтальная акустика редко передаёт с таким количеством музыкальных подробностей. Женский вокал мощный и певучий, пусть не яркий, но и не напрягает. В мужском вокале можно посетовать разве только на недостаток подвижности.

    Параметры Тиля — Смолла НЧ СЧ ВЧ
    Частота собственного резонанса Fs, Гц 42,4 301 853
    Эквивалентный объём Vas, л 24,4 - -
    Полная добротность Qts 0,383 2,37 1,38

    Для справки: величина допустимой мощности для системы определялась путём умножения заявленной мощности для НЧ-головки на коэффициент 1,5. Измерения и расчёты дали значение силового фактора 5,13 Тл м — для «шестёрок» это довольно обычный показатель; увеличенная звуковая катушка и широкое осевое отверстие «съедают» запас, имеющийся у здешнего магнита. Подвижная система, впрочем, тоже не тяжёлая (12,9 г), однако форма АЧХ системы оказалась такой, что средняя чувствительность (системы в целом) немного не дотянула до границы нормы (88 дБ). Нелинейные искажения сравнительно низкие, особенно на средних частотах. (Можно было бы опустить наречие «сравнительно», не будь у нас второго участника.)

    Рис. 1. АЧХ и импедансы компонентов без фильтра

    Рис. 1. Импедансные характеристики среднечастотника и пищалки имеют по два пика, поскольку корпуса их сообщаются с окружающей средой. Если бы отверстия в корпусе СЧ-головки не было, спад на АЧХ ниже 800 Гц так бы и продолжился, и не было бы «полки» в диапазоне 300 — 650 Гц. У твитера ситуация похожая, но картина несколько осложняется резонансом самого купола на 1,7 кГц. Впрочем, если не заставлять пищалку работать ниже 3 кГц, никаких сложностей не предвидится.

    Рис. 2. Фильтры по напряжению

    Рис. 2. Частоты среза фильтров по напряжению снизу вверх: 0,445 + (0,51 + 5,6) + 6,4 кГц. Для фильтра твитера я здесь указал среднее значение, в действительности в зависимости от положения аттенюатора частота среза меняется от 6,0 до 6,8 кГц. Фильтр ВЧ полосы среднечастотника, как можно заметить, высокодобротный.

    Рис. 3. Полосы по звуковому давлению

    Рис. 3. А вот какой получается расклад по звуковому давлению в результате совместной работы компонентов и фильтров. Хорошо видно, что всплески на АЧХ среднечастотника и твитера выведены за пределы рабочих полос головок. Правда, высокая добротность фильтра ВЧ среднечастотника в данном случае не совсем уместна, зато использование более высокодобротного фильтра твитера пошло бы только на пользу. Частоты среза (по приближённой оценке с учётом добротности) 0,63 + (0,74 + 4,6) + 3,4 кГц. Обратите внимание, как «разбег» полос СЧ и ВЧ-головок по напряжению превратился в их наложение по звуковому давлению.

    Рис. 4. Суммарные АЧХ и суммарный импеданс

    Рис. 4. Так выглядит суммарная АЧХ системы. Полосы НЧ и ВЧ-звеньев состыкованы идеально. Коль скоро при разной крутизне спада появление пика и провала неизбежно, оптимально сделать так, чтобы магнитуда того и другого была одинаковой. Что касается провала на 10 кГц, то (при имеющейся АЧХ пищалки) его можно было уменьшить лишь ценой увеличения горба на 4 кГц, разработчики на такой размен не пошли, ведь он к тому же повлёк бы за собой ухудшение характеристик направленности, тогда как в данном случае система сохраняет широкую дисперсию по крайней мере до 16 кГц. Характеристика импеданса системы поводов для обсуждения не даёт, минимальное полное сопротивление не опускается ниже 3,2 Ом.

    При установке басовых головок в дверь добротность составит 0,484 при нижней частотной границе (в свободном поле) 90 Гц. Говорить о неоптимальной характеристике головок в двери в данном случае неуместно, поскольку в условиях типового салона на уровень -3 дБ частотная характеристика выходит далеко в инфразвуковой области. Баттервортовская добротность достигается в ЗЯ 8,5 л, частотная граница 83/63 Гц. Объём минимального ЗЯ (добротность 1,1 и нижняя граница 97 Гц) составляет 2,8 л, что позволит монтировать басы (мидбасы) Gothia и в кикпанели. Если вдруг захочется.

    Бесплатный совет: желаемый характер на верхах установить за счёт ориентации пищалок

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    • ГОСУДАРСТВО
    • Королевство Швеция
    • АРМИЯ
    • DLS
    • ВОИН
    • Gothia 6.3
    • СТОИМОСТЬ ВООРУЖЕНИЯ
    • 29200 руб.
    • ПРИОБРЕТЕНИЯ
    • Повышенный запас по перегрузке
    • Сравнительно низкие искажения
    • Широкая дисперсия излучения
    • Может работать в кикпанели
    • ПОТЕРИ
    • Невысокая чувствительность
    • ОДНИМ СЛОВОМ
    • Воин-универсал, предпочитающий современную батальную сцену

     

    Dynaudio Esotec System 342

    Конструкции компонентов акустики Dynaudio на редкость консервативны, в том смысле, что, став однажды авангардными, остались такими навсегда. На 30 лет — точно, а это — четыре войны с хвостиком. Значит, заключаем, немного в них можно/нужно улучшать. В частности, все мидбасовые или басовые (применительно к трёхполосным системам) головки делаются только с обращённой магнитной системой. Одно исключение всё же есть — это единственный в линейке датской фирмы сабвуфер Esotar2 1200. Но сейчас речь не о нём. Полипропиленовый диффузор басовой головки MW 162 изготовлен заодно с центральным колпачком, диаметр которого (76 мм) в точности соответствует размеру трёхдюймовой звуковой катушки. Неодимовый магнит, как вы уже, надеюсь, поняли, находится внутри катушки, снаружи — только магнитопровод, что придаёт головкам подобной конструкции характерный вид.

    Узнаваемой формы литой корпус в достаточной мере заглушён. Ширина резинового подвеса 10 мм. Осевое отверстие диаметром 33 мм обеспечивает наилучшие условия отвода тепла от катушки, тогда как вызванные им потери магнитного потока при такой конструкции системы незначительны. Уплотнительное кольцо на ободе не предусмотрено. У центрирующей шайбы лишь три гофра прогрессивной формы сечения. Для соединения акустического кабеля служат клеммы типа «лопаточка», так было испокон датского века, так остаётся и поныне, ни на какие модные тенденции датчане не повелись. Было писано, что 84-миллиметровый купол для среднечастотника — это довольно много. Получается, что ровно столько и надо, у СЧ-головки MD 142 размер купола точно такой же, до миллиметра. Материал — ткань с жёсткой пропиткой. Корпус закрытый, так же, как и у пищалки. Пищалка MD 102 имеет 29-миллиметровый шелковый купол и оснащена весьма солидным магнитом.

    Корпус твитера предназначен для монтажа «в тело», и другие варианты установки, а значит, и дополнительные аксессуары, не предусмотрены. В кроссовере не так уж много (по меркам трёхполосных систем) деталей. Три катушки, изготовленные по бескаркасной технологии, одна из которых намотана проводом диаметром 1,4 мм, а также три конденсатора, два из которых с полипропиленовым диэлектриком. Плюс ещё полимерный термистор (PTC) для защиты пищалки в чрезвычайных ситуациях. С учётом того, что один из конденсаторов работает в цепи коррекции импеданса басовой головки, формула кроссовера выглядит так: I(Zobel) + ( I + I) + II, пристрастие Dynaudio к фильтрам первого порядка известно и изучено давно. Выбор одного из трёх уровней среднечастотника и пищалки достигается с помощью двух пар дополнительных зажимов. Маркировка уровней аттенюатора +2/0/-2 дБ. На двух (из десяти) зажимов приходится фиксировать две клеммы сразу, что, наверное, не очень практично. Описание перестроения войск, как всегда, опускаем, отметим лишь, что прослушивание (как и измерение) проводилось при реверсном включении СЧ-головки по отношению к ВЧ и НЧ, нам это в данном случае представилось оптимальным.

    При прослушивании сразу отмечаем весьма привлекательную динамику ударных: барабаны подвижны и в меру агрессивны, как и подобает ударным инструментам. Правда, тарелок многовато, а их окраска несколько нарочитая. Кроме того, «торчат» верхние ноты скрипок, отчего они кажутся слишком красочными. Переводим аттенюатор СЧ в среднее положение: тарелки явно передаются правильнее и чище, а напор ударных, как ни удивительно, никуда не делся. Переводим аттенюатор в нижнее положение. Тарелки стали ещё живее и прозрачнее, а в звучании скрипок заметны лишние звонкие ноты. Очевидно, что выбор между этими двумя установками будет зависеть от индивидуальных предпочтений, наши оказались на стороне нижнего положения. При заметном (более 20 градусов) отклонении от оси верх теряет прозрачность, так что пищалки желательно ориентировать ближе к оси. Такой же эффект вызывает переключение аттенюатора твитера в одно из нижних положений, потому в большинстве случаев его лучше будет оставить на максимуме. Рояль динамичный, ясный и одновременно смягчённый, на середине ощущается некоторая недоговорённость. Рельеф бас-гитары немного скруглён. Интонации мужского вокала предсказуемы и аккуратны, голоса собранны, правда свистящие трактуются простовато. Долгие гласные в женских голосах как будто произносятся с нажимом, что несколько ограничивает музыкальность вокала.

    Параметры Тиля — Смолла НЧ СЧ ВЧ
    Частота собственного резонанса Fs, Гц 56,1 525 1230
    Эквивалентный объём Vas, л 12,3 - -
    Полная добротность Qts 0,438 1,05 0,726

    Как обычно, величина допустимой мощности для системы определялась путём умножения заявленной мощности для басовой головки на коэффициент 1,5. Расчёты дали значение силового фактора для головки MW 162, равное 5,09 Тл м, это самый типичный показатель для «шестёрки». Масса подвижной системы (13,3 г), несмотря на нетрадиционную конструкцию динамика, тоже вполне обычная. Так что предсказанная расчётами чувствительность должна была оказаться средней. Измеренная чувствительность системы в целом также не опустилась ниже границы нормы. Нелинейные искажения вышли удивительно, пожалуй, даже рекордно низкими — то ли на европейской сборке головок (как в данном случае) задействованы правильные машины, то ли — правильные люди.

    Рис. 1. АЧХ и импедансы компонентов без фильтра

    Рис. 1. Частотный диапазон басовой головки не слишком широкий, но это и не требуется, если обрезать её полосу от частоты примерно 1 кГц, то можно вызвать к жизни одно из главных преимуществ трёхполосной акустики — ровную полосу на середине. АЧХ пищалки тоже выглядит достойно, если её фильтровать низкодобротным фильтром ВЧ, можно добиться впечатляющих результатов. АЧХ среднечастотника понравилась меньше, чтобы купировать пик на частоте 4 кГц, желательно использовать фильтр третьего порядка. Провал в рабочей полосе частот (в данном случае на 2,15 кГц), похоже, является общим для купольных среднечастотников. Из формы характеристик импеданса можно заключить, что у среднечастотника индуктивность на верхах выше, чем у баса — случай сам по себе редкий. Ферромагнитной жидкости в зазоре пищалки, похоже, снова нет — неспроста в системах высшего разбора используются твитеры с катушкой больше дюйма.

    Рис. 2. Фильтры по напряжению

    Рис. 2. Частотные характеристики фильтров по напряжению выглядят ожидаемым образом. Частота среза первого фильтра НЧ 465 Гц. Частоты среза последующих трёх фильтров в зависимости от положения аттенюатора колеблются, соответственно, от 0,65 до 0,89 кГц, от 3,9 до 5,6 кГц и от 2,3 до 3,6 кГц. Пределы изменения частоты и формы АЧХ последнего фильтра особенно существенны — вот вам ещё один довод в пользу использования внешнего (активного) фильтра.

    Рис. 3. Полосы по звуковому давлению

    Рис. 3. По звуковому давлению набор частот среза (все аттенюаторы в верхнем положении) выглядит так: 0,87 + (0,83 + 5,15) + 3,25 кГц. Полосы СЧ и ВЧ-головок по-прежнему существенно перекрываются, естественно, поделать что-либо с пиком на АЧХ среднечастотника (4 кГц) с помощью фильтра первого порядка не удалось.

    Рис. 4. Суммарные АЧХ и суммарный импеданс

    Рис. 4. На суммарной АЧХ системы хорошо виден пик с центром, приходящимся на те же 4 кГц, переключив аттенюатор СЧ в нижнее положение, можно его заметно ограничить, хотя и не устранить вовсе. Система сохраняет ровную дисперсию излучения до 15 кГц, но лишь в пределах угла 30 градусов. Поэтому при реальной инсталляции пищалки лучше ориентировать ближе к оси. Форма характеристики импеданса системы поводов для критики не даёт, минимальное полное сопротивление системы 3,5 Ом на 200 Гц.

    При монтаже басовых головок MW 163 в объём двери будет достигнута полная добротность точно 0,5, при нижней частотной границе 102 Гц «на улице» или 88 Гц в типовом салоне. Такая граница для «шестерки» — далеко не предел мечтаний, поэтому имеет смысл попробовать варианты с ЗЯ меньшего объёма. Баттервортовская добротность достигается в ящике объёмом 6,8 л, нижняя частотная граница составит 94/86 Гц. В объёме 10 л добротность будет 0,63 при нижней границе 95/84 Гц. Вероятно, на такие объёмы ЗЯ и следует ориентироваться. Получается, что этот участник предпочитает действовать в «слегка стеснённых условиях».

    Бесплатный совет:

    1. Ориентируйте пищалки возможно ближе к оси излучения.

    2. Выбирайте между двумя нижними положениями аттенюатора СЧ.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    • ГОСУДАРСТВО
    • Королевство Дания
    • АРМИЯ
    • Dynaudio
    • ВОИН
    • Esotec System 342
    • СТОИМОСТЬ ВООРУЖЕНИЯ
    • 37000 руб.
    • ПРИОБРЕТЕНИЯ
    • Очень низкие искажения во всём диапазоне
    • Ровная дисперсия излучения
    • Может работать в кикпанели
    • ПОТЕРИ
    • Невысокий басовый потенциал
    • Неоптимальная характеристика в двери
    • ОДНИМ СЛОВОМ
    • Воин, предпочитающий бой в стеснённых условиях и отличающийся быстротой
    Подсчёт трофеев
    Параметр DLS Gothia 6.3 Кто захватил Dynaudio System 342
    Номинальная мощность (по данным изготовителя*), Вт 150 > 180
    Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ), Гц 79 — 22000 < 88 — 22000
    Чувствительность (150 — 15000 Гц), дБ/Вт (1м) 87 > 88
    Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц),% 0,625 > 0,433
    Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц),% 1,26 > 0,790
    *См. текст.      
    Исход сражений
    Участник DLS Gothia 6.3 Победа Dynaudio System 342
    Конструкция 9 <> 9
    Частотная характеристика 8 <> 8
    Чувствительность 7 > 8
    Басовый потенциал 8 < 7
    Звук 9 <> 9
    ИТОГ 41 <> 41

    МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

    Начнём с того, что оба участника «военных действий» набрали одинаковое число боевых наград (очков). По части трофеев (измеренных характеристик) тоже однозначную победу присвоить кому-либо затруднительно: один басовитее, у другого выше чувствительность. Можно ли отдать предпочтение на основании перевеса в нелинейных искажениях — неизвестно, как неизвестно и то, насколько повлияют эти различия на субъективное восприятие, а мощность — характеристика в достаточной мере условная. Субъективный звуковой почерк у того и другого участника существенно различается. У одного звучание основательное и музыкальное, но музыкальность эта особенно проявляется в передаче не самых сложных инструментов и произведений. У второго благодаря удивительной лёгкости подачи привлекательно звучит музыка любых жанров, хотя в отношении точности передачи тембра инструментов к нему тоже могут быть вопросы. При этом отметим: Dynaudio принадлежит той нечастой разновидности акустики, которая звучит лучше, чем измеряется. Словом, в «семичасовой войне», как и в той, большой, Семилетней, побеждёнными не станут ни шведы, ни датчане. Считаем и тех и других победителями, воевали достойно.

     

    "Автозвук", 02/2010, текст и измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

     


    Возврат к списку