Доставим автоэлектронику в любую точку России

Пн - Сб: 9:00 - 19:00, Вс: 10:00 - 16:00

Наш адрес: Самара, ул. Партизанская, д.15

Доставка в ваш город:

Самара

Выберите ваш город

Доставляем товары по всей России.

Напишите название вашего города в поле ниже.

    Теплый свет накала: 2-канальный усилитель DLS Ultimate TA2
    29.Авг.2010

     

    2-канальный усилитель DLS Ultimate TA2

     

    Тем не менее у ламповых усилителей есть пусть и не очень толстая, но прочная прослойка приверженцев. За что их любят? За то самое тёплое свечение? Может, и не без этого. Но если бы дело было только в этом, большинство предпочло бы подобрать камин по вкусу и любоваться им в своё удовольствие. Остаётся нам сделать вывод о том, что ламповые усилители любят за их звук — не такой напористый, как у «транзисторов», зато ласковый и «домашний». И, кстати, ограниченные энергетические возможности ламповых усилителей заставляют их обладателей подбирать акустику с высокой чувствительностью, а такая акустика обладает собственными, никак не связанными с техникой усиления достоинствами.

    В нашей отрасли высокочувствительной акустики практически нет. (Известно одно или два исключения, вроде рупоров Image Dynamics, но это те исключения, которые напоминают о существовании закономерности, и только.) По этой причине, а также по ряду других — тяжёлые условия эксплуатации, особенно вибрации, трудности с организацией питания — ламповые усилители в чистом виде у нас не прижились. (Не скажу, что их совсем нет, но то, что их никто не рассматривает как альтернативу усилителям «нормальным», это точно.) А лампового звука хочется. Так, стало быть, решили и в DLS...

    Вот он, результат сконструированного нами умозаключения. Внешне усилитель TA2 оформлен в привычной для техники DLS манере — корпус с покрытием под титан со скромным логотипом по центру. Разве что прилив по «осевой линии» корпуса пришлось сделать выше, чтобы уместить под ним лампы. Ламп ровно две, по одной на канал, является ли их присутствие достаточным основанием для того, чтобы назвать усилитель «ламповым» — вопрос практической дипломатии. Или юриспруденции. По нашему мнению, основания для этого всё же есть.

    Лампы маломощные, пентоды CV4010 производства британской компании VALVE Electronics. Разрабатывались они по спецификациям военного ведомства и, соответственно, весьма устойчивы к вибрациям, что в нашей отрасли немаловажно. Как они там используются, изготовитель умалчивает, но у меня в некоторый момент появились основания полагать, что включены они не катодным повторителем, а образуют полноценный усилительный каскад. Зато известно, что в схеме используются высококачественные полипропиленовые конденсаторы (WIMA и изготовленные под заказ DLS). Что питание для ламповых и полупроводниковых каскадов организовано отдельно. Наконец, что усилитель построен по идеологии «двойное моно» (dual mono, если так понятнее).

    Что касается последнего, то это ясно из компоновки усилителя. Напряжение к источникам питания левого и правого каналов подводится отдельно — в идеале есть смысл использовать отдельные плюсовые кабели. «Минус» можно заводить общий, зажимы всё равно соединены между собой. Внутри, но сразу. Блок питания каждого канала включён через предохранитель 20 А. При заявленной мощности 200 Вт на нагрузку 2 Ом номинал предохранителя сразу показался не совсем адекватным. Хотя у «двойного моно» есть тот плюс, что предохранитель рассчитывается на нагрузку одного канала, а не двух одновременно. Все сильноточные зажимы позволяют принять кабель до 5,5 мм в диаметре.

    Линейных выходов нет, правда пара входных гнёзд RCA по цене перебьёт четыре «тюльпана» обычного качества. В инструкции сказано, что в мостовом режиме усилитель не работает, типа «и не пытайтесь». Всё просто: оба канала усиления совершенно одинаковы, и инверторов в цепи сигнала нет. Известно, что любой инвертор, будь то транзистор или операционный усилитель, работает не так, как повторитель, и конструкторы, судя по всему, не захотели вносить в каналы даже незначительное различие. Тем более что мостовое включение (при мощности 400 Вт) потребуется только для сабвуфера, а для него, наверное, можно подобрать что-нибудь и без ламп. Зато функционально посложнее (буст, сабсоник, фазовращатель), предназначенное именно для этих целей.

    Регуляторы чувствительности раздельные, что при идеологии «двойное моно» вполне естественно. И только регулировку частоты среза фильтра авторы разработки вывели на общий регулятор. Естественно, если вы не желаете ни на йоту отступать от канонов хай-энда, фильтры можно и не включать. В схеме присутствуют только фильтры ВЧ (20 — 200 Гц). Для обычного усилителя мы считаем, что неполная комплектация фильтров это минус. Но коль скоро идеология TA2 и не предусматривает использование его с сабвуфером, отсутствие фильтра НЧ легко и искренне прощаем.

    После того как на силовые зажимы TA2 подано питание, макушки ламп начинают подсвечиваться синими светодиодами. Подаём напряжение на «дистанционный выключатель» REM, и... ничего не меняется. Но примерно через 40 секунд подсветка меняется на красную — лампы готовы к работе. Правда, «тёплый свет» накала ламп на фоне холодной светодиодной подсветки рассмотреть не удаётся, но мы же с вами уже договорились, что ламповая техника предназначена и для ушей. Которыми слушают.

    Слушать усилитель начали до измерительного цикла (чтобы не попасть под влияние цифр) и испытали лёгкое разочарование: было слышно, что какие-то мелкие детали в повествовании теряются. И тут поняли: встретившаяся в наставлении фраза о том, что возможности TA2 полностью проявляются через 30 минут мосле включения, появилась там неспроста: действительно, с течением времени в звучании появилась прозрачность, а недостающие детали на заднем плане прорисовались.

    Начали с первого трека диска Челентано («Arrivano Gli Uomini», Clan, 1991). В самом начале Адриано, по замыслу, стоит в глубине сцены. Сцена, действительно, глубокая, реверберация ровная. Потом он приближается к микрофону и продолжает повествование а капела. Всё аккуратно, живо и «человечно». Потом вступает рок-группа — тут всё тоже как будто на месте, но не возникает ощущения, что музыка обрушилась на вас лавиной. Усилитель как бы умышленно не даёт вам потерять вокал, при этом почти не нарушая структуру сопровождения. Акустической гитаре (это уже трек 10) недостаёт «разнузданности», она в большей степени живая, нежели напористая. Бессмертная композиция «Money» (Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003). Монетки мы не раз слышали более звонкими и чёткими. Но редко было, чтобы они так органично вплетались в ткань музыкального повествования. Структура баса на большой громкости меняется. Причём если у большинства усилителей с ростом громкости бас становится аморфным, то здесь он, наоборот, делается жёстче. Один из коллег из «домашнего» журнала сказал, что «их» ламповые усилители ведут себя очень похоже. Вот только чтобы этот эффект проявился, громкость (в нашем случае) должна быть действительно высокой, без всяких скидок. Наконец, церковный колокол (Silence Technology Test Disc. Audio div., Matsushita, 1990). Удар его не пугает, хотя послезвучия предстают во всей красе. Но ведь и действительно, задача колокола — не напоминать о каре небесной, а созывать народ на молитву...

    • Максимальная мощность, (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 161/255
    • Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,008/0,024
    • Входная чувствительность, В 0,55 — 8,7
    • Отношение сигнал/шум, дБА 98
    • Переходное затухание, дБ 66,5
    • Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 4,9 — 66300
    • Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 6,0
    • Ток холостого хода, А 1,5
    • Габариты, мм 407 х 216 х 71

    Если иметь в виду, что TA2 на работу с сабвуфером не ориентирован, то мощности у него даже слегка через край. Хотя при широком диапазоне перестройки чувствительности никто не помешает вам настроить усилитель так, чтобы в режим ограничения он на музыкальном сигнале не выходил никогда. Кстати, при измерении мощности на нагрузке 2 Ом у нас вначале зажёгся индикатор «32 А» на источнике питания, а через пару секунд расстался с жизнью предохранитель (20-амперный, напоминаю). Мы быстренько его поменяли на чуть более злого номинала и замерили мощность в ускоренном режиме. Сие, понятно, не означает, что предохранитель будет гореть на музыкальном сигнале, но неясно, отчего нельзя было сразу поставить предохранители на 25 А, если блок питания усилителя всё равно такой ток «держит». К измеренным характеристикам претензий никаких, правда у нас относительный уровень шумов получился на 4 дБ выше, чем у изготовителя. Вероятнее всего, специалисты DLS используют цифровой измеритель (который «не видит» шумов за пределами своей полосы), а мы по старинке обходимся Bruel & Kjaer. Переходное затухание в порядке, но у dual mono оно могло быть ещё выше — возможно, идёт проникание через выключатель фильтров. Невысокая скорость нарастания выходного сигнала характерна (как и форма осциллограммы) для усилителей с неглубокой общей обратной связью.

    С переходом на емкостную нагрузку (меандр 20 кГц) ток потребления возрастает на 20%, на выходе появляются затухающие колебания частотой 200 кГц и стартовой амплитуды 12%. В сущности, реакция приемлемая. При воспроизведении низкочастотного меандра (20 Гц) спад горизонтальной полки составляет примерно 40%, что указывает на широкий диапазон усилителя по низам.

    Графики частотных характеристик просты, как и фильтровое вооружение усилителя. Но реализация фильтров, как водится, на высоте, диапазон перестройки фильтра ВЧ от 20,2 до 203 Гц.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    • ЧТО
    • Двухканальный усилитель
    • КТО
    • DLS Ultimate TA2
    • ПОЧЕМ
    • 55185 руб.
    • ЭТО — ПЛЮС
    • Неповторимый звуковой почерк
    • ЭТО — МИНУС
    • Нет линейных выходов
    • ОДНИМ СЛОВОМ...
    • Ламповый усилитель транзисторной мощности
    • РЕЙТИНГ
    • Мощность 9
    • Технические характеристики 9
    • Оснащённость 7
    • Фильтры 8
    • Удобство установки 9
    • Итог 42

    "Автозвук", 10/2008, Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО


    Возврат к списку