Доставим автоэлектронику в любую точку России

Пн - Сб: 9:00 - 19:00, Вс: 10:00 - 16:00

Наш адрес: Самара, ул. Партизанская, д.15

Доставка в ваш город:

Самара

Выберите ваш город

Доставляем товары по всей России.

Напишите название вашего города в поле ниже.

    ВЫХОД ИЗ КРУГА: сабвуфер Boston SPG 555-2
    25.Авг.2010

     

    266 мм (у «двенашек» этот размер около 258 мм). И потом — много вы видели в машине квадратных полостей? Наверняка гораздо меньше, чем продолговатых. Но, как часто случается, наиболее заметная особенность не остаётся ни единственной, ни даже главной.

    SPG555 — сабвуфер, позиционируемый фирмой как универсальный, пригодный для повседневного музыкального применения в системе с претензиями на исключительность, или же как мощное оружие в SPL-поединках. И, исходя из второго применения (но не упуская из виду первого, где экстремисты тоже водятся), бостонцы использовали в своём «универсале» технологию, до сих пор в столь изящном с инженерной точки зрения виде не встречавшуюся. У SPG555 — сменная в полевых условиях звуковая катушка, самый, как известно, уязвимый элемент конструкции динамика.

    В принципе, звуковую катушку (и даже «в поле») специально обученные люди меняют и у обычных сабвуферов, но это требует расклеивания многочисленных швов с их последующим заклеиванием, центровкой катушки и пр. Для замены звуковой катушки у SPG555 владельцу требуется только окончить ускоренные курсы операций с ключом-шестигранником. Содержание учебной программы: влево — откручивать, вправо — закручивать. Шестигранник нужного размера вручается по окончании курсов, даже с логотипом Boston.

    Технология такая. 110-миллиметровый колпачок в центре диффузора одновременно и фланец каркаса звуковой катушки, а накладка с логотипом фирмы — ручка для извлечения катушки. Достаточно применить полученные на курсах знания к шести винтам по периферии фланца, ещё двумя закрепить ручку (в состоянии поставки она не установлена) и извлечь катушку. Здесь опять появляется повод для ловли зевак на живца: катушка во всей красе извлекается из насиженного места, но никаких проводов за ней не тянется. «Были, — говорим мы. — Оторвались и потерялись, помогите поискать...»

    Отправив зевак искать, констатируем инженерный факт: разработчики сделали остроумный ход: выводы катушки соединены с плоскими ламелями, которые контактируют с двумя из шести крепёжных винтов, а винты, в свою очередь, вворачиваются в металлические втулки, к которым присоединены гибкие подводящие провода, прошитые в центрирующую шайбу. Как всегда, глядя на сделанное кем-то изобретение, удивляешься, как же всё просто. Правда, не думаю, что по этому пути теперь пойдут все, кому не лень, наверняка американцы защитили свою разработку патентом (даже не одним), назвав изобретение без ложного пафоса RVC, то есть Removable Voice Coil (Съёмная звуковая катушка).

    Опытные пользователи, которым удастся повредить не только звуковую катушку, но и прочие части подвижной системы, есть такие умельцы, хоть и немного при гарантированной производителем киловаттной мощности головки, могут заменить и другие элементы конструкции. Для этого нужно выкрутить ещё 14 винтов, которые крепят к корпусу пластиковый обод подвеса и пластиковую же опору центрирующей шайбы. Эта съёмная сборка тоже названа просто и по существу — Soft Part System (Комплект гибких деталей). Всё это можно заменить при наличии, конечно, «типовых элементов замены» (ТОЗ; всё-таки русский язык — богатая вещь). Представитель фирмы-дистрибьютора божился в присутствии главного редактора, что поставки ТОЗ будут, в конце концов, поставляются же они для сабвуферов Boston серии G5 (№7/2005).

    Сейчас преждевременно приводить конкретные цифры, но мы с вами должны понимать, что такая подвижная система не может получиться лёгкой, тот же фланец с шестью винтами и ручка (тоже с парой винтов) — детали вполне конкретные. Тяжёлая «трансмиссия» требует и серьёзной мощности двигателя, возьмите для примера внедорожники (у кого есть). Видели мы сабы эспиэльного класса с магнитами под двадцать кило и собственной массой за двадцать. Бостонцы, кажется, первые, кто в сабвуферах этой категории применили обращённую магнитную систему с неодимовым магнитом. Результат — масса магнитной системы 8,2 кг и «снаряженная» масса головки 11,8 кг. Наш фотограф, человек опытный и прагматичный, предпочитает, чтобы такие сабвуферы ему относили в студию мы, так вот, после съёмок он сам принёс его обратно, свою судьбу отнюдь не кляня.

    Осталось добавить совсем немного. Что профиль подвеса (28 мм) из вспененного полиуретана не полукруглый, а в точности напоминает половинку овального диффузора. Что руководитель отдела испытаний, который пружинные зажимы видел во множестве, от этих оторвался с видимой неохотой, пробормотав что-то вроде «сами их делают, что ли». Что хитрая система каналов обеспечивает обдув 3,5-дюймовой звуковой катушки, улучшая отвод тепла. И наконец, что сабвуферы SPG555 выпускаются с двух- и четырёхомной катушкой, а поскольку катушки сменные, грань между той и другой головкой становится довольно условной, сменная звуковая катушка пригодится не только желающим её сжечь...

    Параметры Тиля — Смолла с головки снимали дважды — в состоянии поставки (после разминки) и позже, когда после пробной разборки катушки сообразили, что изготовитель наверняка исходил из того, что головка будет «ходить» с фирменным логотипом, а значит, и с ручкой на центральном колпачке. Естественно, с дополнительной массой на диффузоре Fs оказывается ниже, Qts — выше. При моделировании мы использовали то, что в знаменателе дроби (с ручкой-логотипом).

    В рекомендуемом изготовителем ЗЯ 28 л получается хороший (для ЗЯ) акустический подъём 2,5 дБ, но неравномерность будет относительно высокой, 3,8 дБ. Рекомендуются ещё и два фазика, один из них назван Sound Quality Enclosure (59,4 л на 33 Гц), другой — High Output Enclosure (70,8 л на 38 Гц). Изготовитель ещё даёт рекомендации Q-tune, такая опция есть в усилителях Boston GT — это перестраиваемый ФВЧ с регулируемой добротностью. Если до этого дойдёт — сами разберётесь.

    Измеренные нами параметры оказались весьма близки к заявленным, поэтому рекомендации изготовителя можем подтвердить, а от себя добавить: минимальная неравномерность (которая указана в таблице) достигается в ЗЯ объёмом 17 л, его и считаем оптимальным. Объём ящика с ФИ, для которого достигается «типовая» АЧХ, составляет 42 л при настройке порта на 31 Гц. Средний по диапазону акустический подъём получается очень внушительный, 7,5 дБ, отсюда и высокая чувствительность в салоне.

    Номинальный импеданс, Ом 2

    Допустимая RMS мощность (по данным изготовителя), Вт 1000

    Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 85,5

    Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 93

    Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 2,6

    Средний к.н.и., (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 1,57

    Параметры Тиля — Смолла

    Заявка Факт

    Fs, Гц 29,68 32,4/30,6

    Vas, л 44,4 41,8

    Qts 0,63 0,587/0,606

    Вот и настал черёд цифр. Масса подвижной системы, по нашим расчётам, 268 г, по спецификации – 286. И то и другое много, но не запредельно, у остроспециализированных эспиэльных «двенашек» бывало и больше. Силовой фактор 11,4 Тл м (11,6 Тл м по спецификации) соответствует 16,1 Тл м для 4-омного эквивалента — показатель не запредельный, но более чем достойный. Опорная чувствительность не слишком впечатляет, что ожидаемо при подвижной системе массой «четвертинка с посудой», а как получится в салоне, мы увидим чуть позже. Уровень искажений не вызывает нареканий, хотя у «Бостонов» их бывало и меньше.

     

    ЧТО

    Сабвуфер 11 х 13,5

    КТО

    Boston SPG555-2

    ПОЧЕМ

    $724

    ЭТО — ПЛЮС

    Удобная форма

    Неограниченная ремонтопригодность

    Высокая чувствительность в салоне

    Высокая мощность

    ЭТО — МИНУС

    Не самая ровная АЧХ в ЗЯ

    ОДНИМ СЛОВОМ...

    Сабвуфер, на который можно положиться

    РЕЙТИНГ

    Конструкция и исполнение 10

    Форма АЧХ в салоне 8

    Реальная чувствительность 9

    Искажения 8

    Компактность оформления 8

    Итог 43

    "Автозвук", 10/2006, Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО


    Возврат к списку