Доставим автоэлектронику в любую точку России

Пн - Сб: 9:00 - 19:00, Вс: 10:00 - 16:00

Наш адрес: Самара, ул. Партизанская, д.15

Доставка в ваш город:

Самара

Выберите ваш город

Доставляем товары по всей России.

Напишите название вашего города в поле ниже.

    Загадки телосложения: Сабвуфер Morel Primo 12
    05.Авг.2012

    Сабвуферы, в частности, дают широчайший простор для заблуждения при осмыслении итогов внешнего осмотра. Конечно, ежели вам нужен предельно эспиэльный саб, вы в первую очередь будете обращать внимание на результаты стероидной терапии: подвес пошире, корзина покрепче, магнит побольше...

    Стоп. Вот уже здесь запросто можно сделать ложные выводы. Действительно, крупный магнит в сочетании с увеличенной звуковой катушкой означает, что головка может выдерживать повышенную мощность. Крупный магнит должен также означать высокую (в той или иной мере) чувствительность, но лишь в том случае, когда ему поручена работа с лёгкой (в той или иной мере) подвижной системой. Определить массу подвижной системы можно только путём измерений по специальной, к счастью — хорошо изученной методике. Оценить грубо, с точностью «от пола до потолка» — это и рукой достать. Глазом нельзя ни при каких обстоятельствах.

    А рукой — так: пальцами чисто вымытой и желательно опытной руки нажимаете на диффузор, грубо оценивая жёсткость подвеса. Мягкий подвес означает лёгкую подвижку, жёсткий — тяжёлую. Почему? Здесь механика работает в связке с практическим здравым смыслом. Этот последний задаёт довольно узкие рамки для резонансной частоты автомобильной сабвуферной головки. Меньше 20 Гц нет почти ни у одной, больше 40 Гц — редкость. Подавляющее большинство находится в этом коридоре, внутри которого можно даже выделить наиболее ожидаемое значение: 30 ±5 Гц. И чтобы резонансная частота осталась, где ей положено быть, удвоение массы подвижной системы должно сопровождаться удвоением же жёсткости подвеса (и наоборот).

    Так что, если при пугающих габаритах магнита вы обнаруживаете, что диффузор едва смещается при нажатии на него, это крайне неточно, но абсолютно достоверно свидетельствует: «подвижка» тяжёлая, чувствительность низкая, допустимая мощность — большая. Такие сабвуферы мы называем «толстыми», характерную для них низкую чувствительность они компенсируют характерным для них же большим акустическим усилением в салоне. Другие, понятно — «тонкие». Лёгкая «подвижка», мягкий подвес, часто пониженная добротность, часто — изрядные аппетиты в части объёмов оформления, практически всегда — отсутствие акустического усиления. Чем компенсируют? Высокой чувствительностью и, пусть это из немного другой оперы, существенно лучшими импульсными характеристиками.

    Специфика ремесла такова, что явно «тонких» сабов становится всё меньше, а явно «толстые» из разряда эспиэльных басовых машин переходят в «общий зачёт». Что же касается «тонких», то здесь внешность особенно обманчива. Вот перед нами первенец новой серии Primo от Morel. Или, если уже совсем конкретно, Primo 12.

    Корзина хоть и штампованная, но толстая и достаточно глухая. Звуковая катушка двухдюймовая, для «двенашки» это... Будь автором бесноватая докторша с одного из первых каналов, она бы сказала: «Это норма». Значит, сабвуфер по натуре «тонкий»? Но резиновый подвес своей шириной 29 мм как будто заставляет предположить обратное. Габариты магнита 145 х 24 мм, тут тоже есть определённая свобода для прогнозов. Диффузор выполнен из обычной целлюлозы, этот материал одинаково характерен для головок разного телосложения, тут важен не только материал, но и геометрия (грубо говоря — толщина). Правда, диаметр осевого отверстия (21 мм) показывает нам, что конструкторы были всерьёз озабочены проблемами отвода тепла, а десяток треугольных окошек в корпусе с ещё большей определённостью подсказывает: перед нами головка, заранее подготовленная к встрече с подведенной мощностью. Интересное наблюдение: и геометрия корзины, и выбранный для неё цвет сразу подсказывают опытному глазу (теперь уже можно без рук) производителя с вероятностью 95%. Примерно... Ставшие у нас классическими пружинные зажимы выполнены очень качественно и установлены на мощной пластиковой опоре. Провода к катушке проложены по первому способу, который опять же для сабвуферов не очень характерен.

    Так всё же — «тонкий» или «толстый»? Окончательный ответ на этот вопрос могут дать лишь измерения. Они дали. Оказалось, этот сабвуфер — редкое сочетание акустических свойств «тонкого» с выносливостью «толстого». Что, заметим, гораздо ценнее, чем наоборот.

    Народ Израиля — один из самых консервативных на планете. Ничего удивительного: они настолько давно всё начали делать, что не видят смысла торопиться.

    • Номинальный импеданс, Ом 4
    • Кратковременная/RMS допустимая мощность
      (по данным изготовителя), Вт 700/350
    • Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 89,3
    • Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 1,9
    • Средний КНИ (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 2,98
    • Нормированное акустическое усиление
      (ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 5,7
    • Нормированная чувствительность
      в салоне (ФИ), дБ/Вт 95,0
    • Условный объём оформления, л 46,5

    Измерения дали значение силового фактора 10,7 Тл м, это не запредельно много, это просто много, уверенно и с достоинством. Масса подвижной системы оказалась равной 101 г, для этого калибра это очень мало, и тут мы уже имеем право на обоснованный вывод: по критерию сочетания массы и упругости Primo 12 относится к довольно редкой нынче категории «тонких» сабвуферов. Этот вывод подкрепляется и значением опорной чувствительности, показатель 89 дБ с хвостиком встречается в нашей отрасли нечасто, если не сказать больше. Я могу даже припомнить тройку сабов, у которых был зафиксирован похожий результат, а коль скоро он остался в памяти, показатель действительно редкий. Естественно, реальная чувствительность в любом оформлении останется высокой, в той или иной степени. Как у «тонких» сабов достигается нормальная частота резонанса? За счёт мягкости подвеса, а большой эквивалентный объём означает и соответствующий объём оформления, за всё в этом мире надо платить, как мы знаем. Нелинейности по нормам «двенашек» слегка повышены, похоже, тут сказываются особенности устройства подвеса, который конструкторы адаптировали под «нетонкую» мощность.

    Рекомендации разработчиков — «можно-нужно», то есть диапазон объёмов с указанием оптимума внутри. Для ЗЯ диапазон 27 — 52 л, оптимум — 38 (на графике). Для ФИ диапазон 42 — 71 л, оптимум — 57 л, 28 Гц (там же). Трудно не согласиться с обоими советами.

    По результатам измерений параметры претерпели коррекцию, на первый взгляд — незначительную, но форма АЧХ в обоих видах оформления изменилась заметно. Однако что удивительно: и там и там оптимум по измеренным параметрам совпал с рекомендованным. В принципе, у нас был готов ещё один вариант: ФИ 76 л, 31 Гц, он дал бы около 3 дБ дополнительного давления на 35 Гц, но, посмотрев на красоту, которая получается в «заводском» ФИ по измеренным параметрам, мы решили: от добра добра не ищут.

    Параметры Тиля — Смолла Заявка Факт
    Fs, Гц 28 31,2
    Vas, л 85 94,3
    Qts 0,47 0,462
    EBP, Гц - 58,8

    • ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    • ЧТО
    • Сабвуфер 12 дюймов
    • КТО
    • Morel Primo 12
    • ПОЧЕМ
    • 6000 руб.
    • ЭТО — ПЛЮС
    • Высокая чувствительность
    • Великолепные АЧХ
    • ЭТО — МИНУС
    • Несколько повышенные искажения
    • Требуется объёмистый ФИ
    • ОДНИМ СЛОВОМ...
    • Тонкий, но не худой
    • РЕЙТИНГ
    • Конструкция и исполнение 8
    • Форма АЧХ в салоне 9
    • Реальная чувствительность 9
    • Искажения 7
    • Компактность оформления 7
    • Итог 40

    "Автозвук", 06/2012, Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО


    Возврат к списку