Заполните поля данными,
полученными при покупке, и
нажмите кнопку "Войти".
При утере пароля, воспользуйтесь
ссылкой "Восстановить пароль".
Введите ваш адрес электронной
почты, указанный при покупке, и
нажмите кнопку "Отправить".
Пн-Пт: 10:00 - 18:00 (МСК+1)
Сб: 10:00 - 17:00 (МСК+1)
Вс: выходной
Наш адрес: Самара, ул. Партизанская, д.15
Самара
Доставляем товары по всей России.
Напишите название вашего города в поле ниже.
Первый участник родом из города Реджио-Эмилия. Большой город, всего чуть меньше Серпухова. Второй — из Потенца-Пичена, это вдесятеро меньше, с Калязин. Чтобы одному навестить другого, надо проехать километров триста по Autostrada A14, что значительно легче и приятнее, чем преодолеть то же расстояние по федеральной магистральной автомобильной дороге М-10 «Россия». Так что — соседи. Могли бы оказаться даже родственниками, если бы были хоть немного похожи. Кроме национальности, участников сегодняшнего «Ринга» объединяет только рост (200 мм стоя) и профессия — мидбас. Именно такое необычное сочетание их сюда и привело.
Всё остальное у них разное. Даже рост «сидя» разнится почти вдвое, про вес я вообще не говорю. Пока… Сначала надо наведаться в гости к каждому. Начнём с северянина. Сосед, ты дома?
Impact NDW 8032 vs. Hertz SV200L
Главное из первых впечатлений от NDW 8032 — диспропорция между размерами и массой. Наибольший драматический эффект достигается, если смотреть на динамик, лежащий на столе, со стороны диффузора, а затем взять его «за бока» и поднять. Главное — не выронить от неожиданности, Impact относится даже не к лёгкой, а к наилегчайшей весовой категории. Но это лишь благодаря использованию неодимовых магнитов в магнитной системе. По всем остальным признакам и со всех остальных ракурсов это нормальные 8-дюймовые мидбасы, которые предположительно должны подойти, скажем, для НЧ-звена сильно продвинутой трёхполосной фронтальной акустики. В этой связи представляется вполне естественным, что в продажу они поступают парами. Использование же малогабаритного магнита позволило сократить монтажную глубину и, соответственно, облегчить инсталляцию «восьмёрок» в двери, операцию априори непростую.
Диффузородержатель не толстый, и при таких размерах он не совсем лишён звонкости. Диффузор изготовлен из целлюлозы и с наружной стороны покрыт водозащитным лаком. Центральный колпачок полусферический, крупный (88 мм) и мягкий — он изготовлен из ткани с пропиткой. Есть некоторые сведения, что выпуклые колпачки позволяют расширить дисперсию излучения на верхней середине, только мало кто из производителей владеет этой техникой. Подвес из вспененного полиуретана (13,5 мм) для сабвуфера был бы узковат, но про сабвуфер никто и не говорил, а для мидбаса это немало. На внешнем ободе корпуса установлено средневысокое кольцо из губчатой резины. Если исходить из обозначения модели, магнит неодимовый, но есть вероятность, что он комбинированный, то есть совсем без бариевого феррита не обошлось. Подробности о конструкции магнитной системы изготовитель не сообщает, известно лишь, что она названа Opposite Magnet. Можно правдоподобно заключить, что здесь магниты находятся как внутри, так и снаружи от звуковой катушки, хотя было бы намного легче, если бы надо было не просвещённо предполагать, а тупо узнать у изготовителей. Понятно, для осевого отверстия места уже не осталось. Впрочем, для вентиляции звуковой катушки служат четыре отверстия в конусе диффузора. Диаметр катушки 32 мм, и опять же для сабвуфера это было бы совсем не много, но для мидбаса в самый раз. Центрирующая шайба плоская с регулярной формой гофров. Для подключения акустического кабеля служат золочёные пружинные зажимы, которые не выходят за посадочный диаметр головки и ненужной мигрени при установке не создадут. Провода к катушке подводятся по проверенному временем первому способу.
Прослушивать отдельно взятый компонент практически бессмысленно — в реальности его никто и никогда не будет слушать без фильтров и других акустических компонентов. Но, коль скоро в ходе испытаний головки уже были помещены в ящики, мы всё же не удержались от соблазна прослушать запись рабочих барабанов. Как оказалось, NDW 8032 обладают незаурядной динамикой, хотя в передаче отдалённых отзвуков нам послышалась определённая недоговорённость.
Если помните, для головок с катушкой дюйм с четвертью мы всегда рекомендуем ориентироваться на показатель 100 Вт допустимой RMS-мощности, и приятно констатировать, что специалисты компании Impact наше мнение разделяют. Расчётное значение силового фактора 3,93 Тл м — для головки данного типоразмера это очень немного. Правда, и масса «подвижки» — опять же для данного размера диффузора — оказалась очень низкой, ровно 19 г, у нас такие значения встречались, хоть и не через раз, у «шестёрок». Как результат — слишком высокая электрическая и полная добротность и невысокая чувствительность. Хотя, с другой стороны, именно благодаря тому, что чувствительность не выше, чем у обычной «шестёрки» или «пятёрки», согласовать NDW 8032 с двухполосной СЧ/ВЧ-подсистемой удастся, даже не прибегая к би-ампингу. На басах уровень нелинейностей средний, хотя у «восьмёрки» (при давлении 90 дБ) они могли быть и ниже. Вероятно, это связано с возможностями подвеса, к тому же по причине высокой добротности головки 90 дБ на средних частотах выливаются в 94 дБ на верхнем басе.
Поскольку компоненты — особого назначения, мы приводим зависимости второй и третьей гармоник от частоты. Для любопытствующих: более высоких гармоник в спектре практически нет, а полные нелинейные искажения вплоть до самых низких частот почти исключительно определяются второй, «асимметричной». Верхняя кривая — это характеристика «фундаментальной» составляющей, проще говоря, АЧХ головки по оси излучения (масштаб по оси звукового давления изменён). Эта же кривая повторена со сдвигом вниз на 40 дБ — там, где графики гармонических составляющих проходят ниже неё, уровень данной составляющей менее 1%. Можем отметить, что сумма двух гармоник превышает 1% ниже 250 Гц, а также вблизи 1 кГц, где, судя по характерному излому на АЧХ, осуществляется переход из поршневого режима работы в модальный. Ниже 150 Гц в деле генерации искажений на подмогу второй гармонике поспешает третья, «симметричная», это с растущей амплитудой колебаний диффузора перестаёт справляться подвес.
Частотная характеристика, полученная с привычным, 50 дБ, размахом оси dB SPL, естественно, даёт больше подробностей. Хорошо виден подъём не менее 4 дБ в области верхнего баса, такая добротность, ничего не попишешь. Переход в модальный режим работы, судя по всему, падает на 1,2 кГц, но переход плавный, «распределённый». А характеристики направленности попросту уникальные, похоже, мягкий центральный колпачок, действительно, работает как «встроенный» купольный среднечастотник. По оси NDW 8032 спокойно дотягивает до 4 кГц, при отклонении от оси (а оно будет, отклонение-то, такой динамик «в лоб» не поставишь) верхняя граничная частота снижается до 2,5 кГц (тоже неплохо). При этом АЧХ в полосе пропускания становится исключительно ровной, от последствий модальной «ломки» диффузора на 1,2 к Гц не остаётся и следа. Я бы сказал, что мидбас с такой дисперсией излучения может работать и в двухполосной системе, если пищалки способны без перегрузки работать от 2,5 — 3 кГц, а таких немало. Неплохие результаты можно получить и при сопряжении со среднечастотником на 1 кГц или ниже.
При монтаже в дверь расчётное значение полной добротности 1,68. Естественно, об установке в ящик меньшего объёма я бы не помышлял и вам бы не советовал. Даже в дверном варианте установки на АЧХ появится эксцесс с максимумом 4,9 дБ (110 Гц). Как следствие, нижняя частотная граница получается довольно низкой (67 Гц «на улице» и 57 Гц в салоне), но я бы на такой бас особенно полагаться не стал, куда правильнее будет возложить его на сабвуфер. Если частоту среза фильтра ВЧ выбрать вблизи 100 Гц, удастся подавить упомянутый горб, а реальная нижняя граница составит 80/75 Гц, и с этим можно работать. Но без сабвуфера Impact бас не отыграет, это ясно.
Параметры Тиля — Смолла | |
Частота собственного резонанса Fs, Гц | 83,0 |
Эквивалентный объём воздуха Vas, л | 13,0 |
Полная добротность Qts | 1,542 |
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Головки Hertz также продаются парами, если кто-то, тем не менее, не понимает намёка, на упаковке несколько раз повторено: Woofer. Здесь контрадикций между ростом и весом как раз нет. Невнимательному читателю надписей на упаковке немедленно станет ясно: это — 8-дюймовый сабвуфер. Все признаки: основательный магнит, солидная звуковая катушка и прочее. Да и изготовитель позиционирует SV200L слегка особняком: не просто woofer, а SPL woofer. Это когда надо, чтобы коксу… У этой модели близкий родственник без финальной буквы «L» в обозначении. Такое Hertz уже делал с 165-миллиметровыми мидбасами: у L другой материал диффузора и более низкая частота резонанса, с прицелом на трёхполосные системы, в уплату за это идут более скромные возможности на верхней середине. Так было раньше, как будет сейчас — посмотрим.
Диффузородержатель штампованный и неплохо заглушённый. Материал диффузора — длинноволокнистая целлюлоза с добавками волокон хлопка с характерной и встречающейся только у головок с индексом L «жатой» лицевой поверхностью. Пластиковый центральный колпачок (64 мм) имеет форму уже знаменитого V-Cone, но здесь он выполнен отдельно и скрепляется с диффузором при сборке, классический «Ву-коне», если не забыли, делается цельным, что придаёт диффузору уникальные характеристики, одновременно создавая уникальные сложности при сборке головки. Габариты магнита (120 х 20 мм), как и диаметр звуковой катушки (50 мм), вполне подошли бы для сабвуфера умеренной мощности. Ну а для мидбаса допустимая мощность более чем внушительная. Нижняя шайба плоская, так что о наличии внутренней проточки судить трудно (вот, кстати, первое отличие в устройстве нетипичного SPL-вуфера от типичного сабвуфера). Ширина резинового подвеса (15 мм) тоже более характерна для продвинутого мидбаса. Средневысокое уплотнительное кольцо из губчатой резины может оказаться полезным при монтаже головки старинным способом «изнутри», хотя для мидбаса вероятность такого варианта установки исчезающе мала. Диаметр осевого отверстия 10 мм. Центрирующая шайба плоская с регулярной формой гофров. Для подвода акустического кабеля, согласно неизменной фирменной традиции, служат контакты под клеммы-«лопаточки». Гибкие проводники зафиксированы непосредственно на каркасе звуковой катушки, по нашей классификации это второй способ подвода в чистом виде.
Оценить звучание отдельно взятой головки на предмет точности передачи тембров мы и не пытались, как-никак это не широкополосник. Можем лишь отметить, что динамика барабанов передаётся уверенно, но довольно спокойно. Тихие, исчезающие послезвучия пластика эта акустика рисует старательно и аккуратно.
По части допустимой RMS-мощности инженеры компании Hertz тоже честны: двухдюймовая катушка — 250 Вт длительной мощности. Расчётное значение силового фактора 8,43 Тл м — внушительный показатель, нередкий и в мире сабвуферов этого калибра. Однако масса подвижной системы (30,5 г) здесь совсем не сабвуферная, хотя и в полтора раза больше, чем у «соседа». Как результат, чувствительность этой головки выше, нежели у почти любого современного сабвуфера. Собственно, за это и боролись. Причём высокая чувствительность здесь нужна не для того, чтобы акустика работала «от головы», создавая приемлемое звуковое давление, а для того, чтобы при работе от усилителя звуковое давление можно было разогнать до неприемлемого. Такова концепция серии SPL Show. Нелинейные искажения на верхнем басе средние (тоже сказываются ограниченные возможности подвеса), а на середине — завидно низкие.
На этом графике — зависимости второй и третьей гармоник от частоты. Кривая второй гармоники (напомним: главной в спектре нелинейных искажений динамика, во всяком случае — на средних частотах) выходит за отметку 1% (серая кривая) только ниже 200 Гц, да и там не устремляется в небо, а держится не выше 10 дБ над «однопроцентной» кривой, это означает — не более 3%. Прилично себя ведёт и третья, «симметричная», вызванная насыщением подвеса гармоника, за грань в 1% она переступает на 80 Гц и тоже ниже этой частоты лишнего себе не позволяет. На средних же частотах кривая второй гармоники лишь робко касается пороговой линии, а в диапазоне 600 Гц — 2,5 кГц проходит на те же 10 дБ ниже (это 0,3%). О вкладе третьей на этих частотах можно вовсе не говорить. Обе гармоники делают не очень уверенную попытку возрасти в области финального резонанса диффузора (3,5 кГц), но перейти грань дозволенного не удаётся даже второй, более сильной.
Частотная характеристика, полученная с эмуляцией свободного поля, даёт исчерпывающую информацию о возможностях головки. Здесь рабочая полоса частот не продлена кверху, как у северного соседа, по оси Hertz дотягивает до 4 кГц, но там довольно несимпатичный пик, который в реальной жизни надо будет подавить кроссовером. При отклонении от оси полоса сужается более выраженно, выше 2 кГц на SV200L (возможно, как раз, из-за буквы «L») рассчитывать не стоит. Так что здесь — трёхполоска, однозначно. Зато (и опять благодаря волшебной букве) совершенно иная картина предстаёт нашему взору на низких частотах. Спокойно, без нервозности, головка дотягивается до 60 — 70 Гц, а это уже принципиально иные возможности применения.
В дверном варианте инсталляции полная добротность составит 0,456 (всё, что вблизи 0,4 — любимое значение инженеров-акустиков Elettromedia, мы в этом не раз убеждались, а один раз — слышали открытым текстом и под протокол от одного из них). В этом случае АЧХ пойдёт далеко вниз, но с рано начинающимся плавным спадом, формально нижняя частотная граница придётся на 104 Гц в свободном поле или на 91 Гц в типовом салоне. Можно попытаться отыграть несколько герц, поместив головки в ЗЯ. Изготовитель рекомендует объём ЗЯ от 5 до 10 л. Первое значение вызвано, по нашему мнению, главным образом соображениями удобства, так что я несколько видоизменю рекомендацию: лучше ориентироваться на ЗЯ объёмом от 8 до 15 л. В первом случае нижняя граничная частота составит 93/84 Гц, во втором — 96/82 Гц. Понятно, что без сабвуфера не обойтись, но можно будет выбрать более пристойную частоту сопряжения. А для роли переднего баса эта головка и не предназначалась, её амплуа — дико громкий мидбас.
Параметры Тиля — Смолла | |
Частота собственного резонанса Fs, Гц | 43,8 |
Эквивалентный объём воздуха Vas, л | 28,3 |
Полная добротность Qts | 0,349 |
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Параметр |
Impact NDW 8032 |
Кто заработал очки | Hertz SV200L |
Максимальная/ номинальная мощность, Вт | 150/100 | > | 500/250 |
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) |
77 — 4000 | > | 70 — 4400 |
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (100 — 4000 Гц) |
88 | > | 90 |
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 2000 Гц), % | 1,15 | > | 0,462 |
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 63 — 125 Гц), % |
3,68 | > | 3,04 |
По очкам чистая победа у участника номер 2. Он не уступил ни по одному документируемому показателю, здесь всё ясно. Однако кое-что остаётся за канатами ринга. У «Импакта» есть два преимущества, делающие его предпочтительным в некоторых вариантах применения. Первое — габариты, вернее — малые установочная глубина и вес, именно эти два показателя нередко препятствуют попыткам установки «восьмёрок» в дверь обычного, не демоавтомобиля. Второе — редчайшие для такого калибра характеристики дисперсии, позволяющие учинить полновесный двухполосный фронт с 8-дюймовым мидбасом. Поэтому принимаем такое коллегиальное решение (типа «мы посоветовались, и я…»): Hertz по итогам поединка получает звание «Лидера» как идеально соответствующий своему назначению, декларированному изготовителями. Impact — «Рекомендацию» как динамик, обладающий некоторыми редкими и редчайшими характеристиками, но не лишённый своеобразия.
автозвук.рф 02/2012 текст и измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО