СКОЛЬКО ЗИМ: Компонентная акустика Focal ES 165 KX3 - Интернет-магазин stal63.ru
Доставим автоэлектронику в любую точку России

Пн-Пт: 10:00 - 18:00 (МСК+1)
Сб: 10:00 - 17:00 (МСК+1)
Вс: выходной

Наш адрес: Самара, ул. Партизанская, д.15

Доставка в ваш город:

Самара

Выберите ваш город

Доставляем товары по всей России.

Напишите название вашего города в поле ниже.

Категории
    СКОЛЬКО ЗИМ: Компонентная акустика Focal ES 165 KX3
    05.апр.2016

    Столько же, как известно, сколько и лет. Только у нас здесь не Франция, у нас зимы длиннее…

    Focal_ES165KX3_0_zast3

    Трёхполосная система серии K2 Power по имени 165 KRX3 побывала у нас в тесте в марте 2009 года, семь зим назад. Когда прибыла эта, поначалу показалось, что зимы эти французы провели в праздности и горных лыжах. То, что было напечатано на коробке – и буквами, и картинками, очень сильно напоминало уже виденное. Те же жёлтые, явно на кевларе, диффузоры на явно литых корзинах, из имени комплекта пропала одна буква (KRX стало KX), но добавились две новые, ES, перед именем. Что они означают, выяснить удалось: Е – сокращённое название категории компонентов Elite, S – Separate (разнесёнка по-нашему). У коаксиалов той же категории перед индексом стоит EC.

    Второе впечатление, которое, как давно вычислили быстрые разумом британские Невтоны, примерно вчетверо правильнее первого. А оно таково: в новой системе изменилось почти всё, многое – существенно. В конце теста есть ссылка на тест 165 KRX3 семилетней давности, потом сами сможете сравнить. А у нас здесь и сейчас ES 165 KX3 в полном составе.

    Focal_ES165KX3_1_group

    Состав: 165-миллиметровый мидбас (в составе трёхполоски скорее – басовик), 8-сантиметровый среднечастотник, пищалка, кроссовер и аксессуары. Крепёж перед камерой не выкладывали, что вы, саморезов не видели?

    Focal_ES165KX3_2_MB_front_rakurs

    Мидбас как на паспорт фотографируют. Похоже, да не то же, видно, что стала иной корзина (нет проточки по периферии) и контакты стали немного другими.

    Focal_ES165KX3_3_MB_back_rakurs

    С тыла уточнилось: корзина стала другой совершенно, тоже литой, но со спицами сложной формы. С магнитной системы ушёл хромовый декор, зато появился второй контур системы вентиляции 40-миллиметровой звуковой катушки.

    Focal_ES165KX3_4_MB_dim

    Вид в профиль и размеры, комментарии здесь не нужны.

    Focal_ES165KX3_5_MB_edge

    Макросъёмка даёт представление об устройстве материала диффузора. Там, где «на паспорт» — кевларовый композит, с тыла – стеклопластик, между ними – пористый заполнитель Rohacell, употребляемый в современной авиапромышленности ровно с той же целью: чтобы было жёстко и лёгко одновременно. А вот что это за рубчики на резиновом гофре? Сейчас снова перевернём и посмотрим…

    Focal_ES165KX3_6_MB_roll

    Они есть и здесь. Это – одно из новейших усовершенствований одного из старейших узлов громкоговорителя – подвеса. Фирменное название – TMD (Tuned Mass Damper), придумано это было в ходе работ над новейшей домашней акустикой Sopra, назначение, приблизительно, как у противофлаттерных грузов в крыле самолёта. Или вы и про грузы не в курсе? Ну хорошо, для подавления нежелательных колебаний путём перераспределения колеблющихся масс.  Я-то хотел проще и образнее…

    Focal_ES165KX3_7_MB_terminals

    Контактный узел стал компактнее, провода к звуковой катушке пущены щедрыми полупетлями, вклеенными в сэндвич диффузора под центральным колпаком. Под проводами – центрирующая шайба с прогрессивными гофрами, чем ближе к центру, тем чаще они идут.

    Focal_ES165KX3_8_serial

    С известного времени (и по известной причине) на компонентах, производимых во Франции, не только пишется Made in France, но и выжигается специальной лазерной установкой серийный номер, прямо на резиновом гофре. Считается, что практичные и злые до выручки китайцы на такие траты пойтить не могут и обязательно попадутся.

    Focal_ES165KX3_9_MB_grill

    К басовику прилагают решётку лаконичных форм, но очень солидной конструкции, на увесистом литом алюминиевом ободе.

    Focal_ES165KX3_10_MR_front_rakurs

    Среднечастотник нового комплекта. Концепция та же – сэндвичный диффузор диаметром около 70 мм (по внешнему краю гофра) с крупной для такого диффузора фазовыравнивающей пулей в центре.

    Focal_ES165KX3_11_MR_back_rakurs

    Корзина и здесь другая совершенно, контакты стали обычного типа (были зажимными гнёздами под голый провод).

    Focal_ES165KX3_12_mid_dim

    Вот габариты. «8-сантиметровым» этот динамик можно считать, исходя из внешнего диаметра, и то – приблизительно.

    Focal_ES165KX3_13_macro_bul

    «Пуля» здесь ни разу не дура. Поверхность проточена узкими, но глубокими треугольными канавками, по периферии (это, впрочем, было и в прошлой серии) некое подобие рва вокруг крепостной стены. И то, и другое – явно по акустическим соображениям, а не просто для красы. Вот есть у нас такое убеждение.

    Focal_ES165KX3_14_macro_sandw1

    Сэндвич у среднечастотника стал бутербродом, в нём отсутствует нижний, стеклопластиковый, слой, но на месте хлеб и масло: Rohacell снизу и кевлар сверху. Масса такой подвижной системы (диффузор вместе со звуковой катушкой) оказалась как у монеты Банка России достоинством 50 копеек чеканки после 2006 года. Более старые тяжелее. Мелочь есть? Вот и прикиньте на ладони…

    Focal_ES165KX3_14a_mr_grill

    Сетка прилагается и для мидрейнджа, тоже цельнометаллическая и, разумеется, точно по мерке.

    Focal_ES165KX3_15_TW_rakurs

    Пищалка совсем ни на что не похожа, разве что цвет мембраны указывает на фамилию K2 Power.

    Focal_ES165KX3_16_TW_dim

    Пищалка вышла небольшой глубины, хотя потом оказалось, что некоторая тыловая акустическая нагрузка у неё предусмотрена.

    Focal_ES165KX3_17_TW_dome

    Снова подробности под микроскопом. Новая форма фокаловких куполов, называется «Профиль М». Действительно, похоже. В честь новой геометрии твитер получил и собственное имя: TKMX. Материалы – прежние, арамидная ткань на подвесе из фирменного материала Poron (микропористый резиноподобный полимер).

    Focal_ES165KX3_18_TW_cup

    Из аксессуаров к пищалке прилагается пара вот таких чашек.

    Focal_ES165KX3_18a_TW_cup_angles

    Её цилиндрический корпус срезан с двух сторон под разными углами, так что опорную плоскость можно выбрать по обстоятельствам. Это даётся к пищалке…

    Focal_ES165KX3_19_sapog

    А к ансамблю СЧ/ВЧ прилагается вот это: бокс для среднечастотника с гнездом под твитер. После монтажа на фасонные головки крепёжных винтов ставится (как в домашних колонках) пластиковый гриль, обтянутый акустической тканью. Вещь шикарная, снаружи – с модной отделкой Rubber Touch, хотя, по нашему мнению, те, кто достоин работать с акустикой такого уровня, в подобных полуфабрикатах не слишком нуждаются. Впрочем, дают – бери…

    Focal_ES165KX3_20_Xover_cl

    Иной теперь и кроссовер. И по конструктивному исполнению, и по схеме (как мы позже выяснили), и по характеристикам (как мы выяснили ещё позже). Первое, самое заметное и, надо отметить, очень уместное отличие от KRX3 – заранее предусмотренный режим би-ампинга. Даже как основной: для перехода в обычную конфигурацию входные клеммы НЧ и СЧ/ВЧ секций надо запараллелить своими силами снаружи корпуса.

    Focal_ES165KX3_21_xover_op

    Внутренний мир нового кроссовера. Две «бессердечные» катушки, две «сердечные» и пять переключателей для разных нужд. Выбор крутизны спада ФНЧ басовика (6 – 12 дБ/окт.); уровень сигнала на среднечастотнике (+3 – 0 –  -3 дБ); частота среза ФВЧ полосового фильтра среднечастотника (300 – 400 – 500 Гц); уровень твитера (+3 – 0 – -3 дБ) и таинственный Shelf (ON – OFF).

    Focal_ES165KX3_22_Focal_Xover

    Погружение во внутренний мир вынесло на поверхность вот такую схему. Все фильтры второго порядка, на выходе ФВЧ пищалки – дополнительная ёмкость для вот этого самого Shelf и аттенюатор.

    ИЗМЕРЕНИЯ

    Предельную мощность акустики изготовитель заявляет как 120 Вт RMS и 240 Вт пиковой. По излучателям (включённым через полагающиеся им фильтры) – 120 – 50 – 20 Вт для НЧ – СЧ – ВЧ соответственно. Это принимаем к сведению, всё остальное определяем самостоятельно и независимо.

    Параметры Тиля-Смолла
    Параметр НЧ СЧ ВЧ
    Заявка Факт Заявка Факт Заявка Факт
    Fs, Гц 54 49,2 190 194 1500 1530
    Qts 0,48 0,38 0,69 0,67
    Vas, л 13 17,7 0,3 0,35
    BL, Тм 5,8 5,9 3,7 3,4
    Mms, г 16,5 15,5 3 2,63
    Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 89 88,9 86 86,8 93 93

    Мидбас оказался заметно (хоть и не драматически) мягче, чем было заявлено, СЧ и ВЧ легли практически ровно в заявки.

    Focal_ES165KX3_m1_imp_comp

    Импеданс компонентов. Все – строго 4-омные, у пищалки обращает на себя внимание значительно более низкая резонансная частота, нежели была в прошлой инкарнации, второй горбик на 500 Гц – признак тыловой акустической нагрузки, жидкостного охлаждения у пищалки или мало, или (более вероятно) вовсе нет, что по нашим наблюдениям благоприятно сказывается на спектре гармоник (потом проверим и пополним арсенал наблюдений). Никаких специальных мер по подавлению индуктивности звуковых катушек у НЧ и СЧ-излучателей не принималось.

    Focal_ES165KX3_m2_allimp

    Общий импеданс системы (на входных клеммах кроссовера с запаралелленными секциями НЧ и СЧ/ВЧ) в самом неблагоприятном случае: ФВЧ мидрейнджа в положении 300 Гц, уровень СЧ – на максимуме. В этом (и только в этом) случае вблизи 500 Гц импеданс падает до 2,3 Ом из-за большого перехлёста полос басовика и мидрейнджа, они здесь фактически работают параллельно. Во всех иных конфигурациях переключателей импеданс ниже 3 Ом не падает нигде (напомним: наша претензия к прежней редакции 3-полосного K2 Power касалась неизлечимого падения импеданса в широкой полосе на средних частотах). А вообще-то би-ампинг здесь рекомендован не зря, в этом режиме такой проблемы не будет по определению.

    Focal_ES165KX3_m3_mbonly

    Мидбас (ну, басовик) без фильтра, напрямую. Из-за низкой добротности спад на НЧ начинается рано, но (из-за низкой резонансной частоты) и завершается поздно: на 50 – 60 Гц спад звукового давления не столь и велик. До 2 кГц направленность крайне незначительна (а работать головке придётся на ещё более низких частотах). Здесь никаких вопросов у редакции не возникает. Чувствительность – от души.

    Focal_ES165KX3_m4_midonly

    Среднечастотник работает от 200 Гц (мы пока не обсуждаем, стоит ли ему это разрешать, измерим искажения – обсудим) до 3 – 4 кГц практически ненаправлено, выше АЧХ расходятся, но если не наглеть и порезать мидрейндж на 3 – 4 кГц, дисперсия излучения становится идеальной. Не для красоты мудрили французы с «пулей».

    Focal_ES165KX3_m5_twonly_angle

    Поведение твитера разнится с тем, что мы обычно видим у фокаловских обратных куполов, особенно – металлических. Никуда в ультразвук он не лезет, показывая скорее плавный спад к верхнему краю диапазона, как шёлковые купола, при этом поведение под углом от почти всего виденного отличается: в широком диапазоне углов АЧХ разнятся крайне незначительно.

    Focal_ES165KX3_m6_lpf

    Теперь достанем кроссовер – и по косточкам его, оп косточкам. Первая косточка – ФНЧ басовика (здесь и далее – на реальной нагрузке, не на резисторе). В положении 6 дБ/окт. АЧХ – вялый спад с 200 Гц, в 12 дБ/окт. – решительный на 500 Гц (и вялый – между 200 и 500).

    Focal_ES165KX3_m7_bpf_freq

    У полосового фильтра мидрейнджа, как и было обещано, переключается частота среза низкочастотного звена. ФНЧ всегда настроен на 4 кГц.

    Focal_ES165KX3_m8_bpf300_gain

    Таковы результаты переключения уровня СЧ при неизменной частоте среза ФВЧ.

    Focal_ES165KX3_m9_hpf

    ФВЧ пищалки (по напряжению) во всех положениях переключателей сохраняет довольно высокую частоту среза, в среднем – 8,5 кГц. Таинственная функция Shelf даёт некоторый подъём на верхнем краю диапазона, не очень сильно зависящий от частоты.

    Focal_ES165KX3_m10_mbxover

    Теперь, зная, чего ожидать от кроссовера, прицепляем к нему (по очереди) динамики. Вот НЧ. Как и следовало ожидать, ФНЧ на 6 дБ/окт. – это вообще никакой не ФНЧ, басовик продолжает дубасить до своего естественного спада. А на 12 дБ/окт. – нормальный ФНЧ с частотой среза 500 Гц, вопросов нет.

    Focal_ES165KX3_m11_midxover_angle

    Мидрейндж через свой родной полосовой фильтр в самой широкой полосе (переключатель в положении 300 Гц). Направленность проявляется на самом верху, и то лишь из-за того, что на осевой характеристике «голого» динамика там есть горб. Уже при небольших отклонениях от оси АЧХ сохраняет свою стабильную и, нельзя не отметить, образцовую форму.

    Focal_ES165KX3_m12_midxover_freq

    Мидрейндж по оси, переключаем частоту среза ФВЧ. Всё как должно быть.

    Focal_ES165KX3_m13_midxover_lvl

    Переключаем уровень при неизменной частоте – опять всё довольно корректно.

    Focal_ES165KX3_m14_tw_xover_angle

    Твитер через свой фильтр. Сразу видно, как ему надо работать: с небольшим (градусов 20) отклонением от оси, тогда АЧХ становится ровной и мало зависящей от дальнейшего роста угла отклонения.

    Focal_ES165KX3_m15_besttuning2

    Увенчали мы опыты подбором конфигурации, которая нам показалась наиболее перспективной, её параметры – на графике. Это положение и использовалось при прослушивании. Но прежде…

    Focal_ES165KX3_m16_mbdist

    Искажения индивидуально по излучателям. От НЧ можно (даже нужно) было ожидать буйства гармоник по мере приближения к частоте резонанса, но они остались на очень достойном (в смысле низком) уровне, а в основной рабочей полосе (100 – 500 Гц, это же трёхполоска) достаточно низкие и с хорошим спектром.

    Focal_ES165KX3_m17_mrdist

    Искажения для среднечастотника в трёхполосной системе – это вопрос центральный во всех смыслах. Оказалось: этот динамик можно спокойно, ничего не страшась, пускать в работу на тех 300 Гц, на которые и рассчитан (в нижнем пределе) штатный кроссовер, не с полки в супермаркете его взяли. Третья гармоника на большинстве участков частотной оси не сильно уступает второй, но общий уровень искажений низок, так что поводов для беспокойства не видно. И по этой части мидрейндж удался.

    Focal_ES165KX3_m18_twdist

    Теперь – достучаться бы до небес. В смысле – до верхней границы слышимого диапазона. Как видим, выше 2 кГц (даже меньше октавы от резонанса) гармоники приходят в отличную форму. Их мало (и всё меньше с ростом частоты), а третьей, как мы и прогнозировали, заметив отсутствие жидкости в зазоре – совсем мало.

    ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

    Обилие вариантов настройки кроссовера может не на шутку озадачить. Шесть вариантов в полосе ВЧ, 9 – в полосе СЧ и (уже легче) – всего два в полосе НЧ. В условиях автомобиля они, безусловно, будут востребованы, но для корректной работы в тёплой домашней редакционной обстановке мы заранее нащупали оптимальное сочетание для близкорасположенных головок (вы его уже видели). Испытывался набор от двухканального домашнего усилителя, би-ампинг не использовали, хотя иногда хотелось: бывало, что на фоне низких частот середины не хватало, а она была на максимуме. А избыток верхних лечили отворотом акустики целиком на небольшой угол: СЧ это не ослабляет, а ВЧ ослабляет и выравнивает одновременно. Кроссовер в полосе НЧ был раз и навсегда установлен в положение 12 дБ, СЧ – 400 Гц и +3 дБ, ВЧ – Shelf ON и -3 дБ.

    Обратила на себя внимание отличная проработка верхнего и среднего баса, нижний регистр несколько сглажен, бас получился аккуратный, можно сказать – деликатный. Великолепная чёткость подачи, со всеми деталями процесса – будь то удар по барабану или щипок струны бас-гитары, но без попыток напугать слушателя. Середина великолепна – кристально чистая, с передачей мельчайших нюансов. Великолепен женский вокал, скрипка, саксофон. Отлично передаётся глубина сцены. Диаграмма направленности на средних частотах оказалась на удивление широкой, наводить среднечастотники по лазерному прицелу строго в голову слушателя совсем не обязательно.

    Верхняя часть диапазона звучит не совсем так, как мы привыкли, когда на акустике стоит логотип Focal – не так ярко, местами даже чуть сглаженно. При этом стоит отметить очень неплохую дисперсию – разворот пищалок в стороны на угол от 20 до 50 градусов мало влиял на общую картину, «воздух» сохранялся, излишней окрашенности верхов не появлялось. Так что при установке на стойки можно пользоваться классическим рецептом – направлять на противоположного слушателя.

    МЁД & ДЁГОТЬ

    Почти тёзка предыдущей трёхполосной системы K2 Power, ES 165KX3 оказалась очень во многом совсем другой. При этом, к счастью (хотя счастье тут ни при чём, тут был сознательный выбор) самые сильные компоненты прошлой системы подверглись минимальным изменениям. Басовик остался выполненным по канонам аудиофильской трёхполосной системы: с пониженной добротностью при низком резонансе, чтобы давать бас не «пацанский», а точный и вкусный, ниже сабвуфер потрудится. Мидрейндж как был жемчужиной, так ею и остался, конструкция была рационализирована, но не упрощена. Замашки твитера изменились существенно, в нём перешли на принципиально новую геометрию излучающей поверхности, тут уже начинается вкусовщина. Нарочито яркое «фокаловское» звучание ему не присуще, скорее – смягчённое «шёлковое», несмотря на жёсткую арамидную диафрагму. Вместе с новой геометрией получаем очень интересную картину дисперсии, в реальных условиях салона это может оказаться важнее. Главные претензии – традиционные для акустики такого типа. Окончательно согласовать отдачу маленького среднечастотника с большим мидбасом простыми средствами не удаётся. Здесь конструкторы сделали крупный шаг вперёд, предусмотрев режим би-ампинга, он решает большинство проблем этой природы. С проблемой провала импеданса при обычном, не би-ампинговом, включении, конструкторы тоже в основном решили. Если бы нам позволили, мы бы поменяли кое-какие номиналы в кроссовере, в частности – в цепи Shelf, которая задумана хорошо, но работает не слишком эффективно.

    Но это – детали. В целом – великолепных вокальных данных акустика, как в штатной комплектации, так и для поканального (3 или 2,5 полосы) включения, рекомендации по выбору частот раздела всякий, достойный владеть такой акустикой, увидит в наших изысканиях.

    http://www.автозвук.рф  Автор: Валерий КИМ  опубликовано в рубрике Компонентная трёхполосная акустика

    Возврат к списку